ирина семина
Система дополнительного образования дошкольников в МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Система дополнительного образования дошкольников в МДОУ "
[/b]
Подготовила старший воспитатель
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 30 «Золушка» Семина И. В.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
Публикация «Система дополнительного образования дошкольников в МДОУ» размещена в разделах
Дополнительная образовательная услуга, по определению Антонины Анатольевны Воробьевой, Людмилы Владимировны Шинкаревой, это «комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей».
Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Организация дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду осуществляется в форме кружков на бесплатной основе. В соответствии со ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родителям предоставлена возможность выбора бесплатных образовательных услуг и является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми.
Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Дополнительные образовательные программы осуществляются с учетом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребенка путем его вовлечения в специфические детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего, интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.
Положительными результатами работы по модернизации дополнительного образования можно считать :
– более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования и культуры;
– повышение качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО.
Ценность дополнительного образования в нашем МДОУ состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую программы МДОУ, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных детьми на непосредственной образовательной деятельности, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование. Дополнительные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.
Хотелось бы отметить, что наше дошкольное образовательное учреждение является единственным социокультурным «центром» на микрорайоне. Регулярное сотрудничество ДОУ осуществляется только с поселковой библиотекой, находящейся в нашем здании. На постоянной основе (православные праздники) посещают наш детский сад настоятель храма села Гололобово отец Дионисий (группы п. Первомайский) и отец Павел, настоятель храма д. Малое Карасево.
Всего 7% детей, посещающих наше дошкольное учреждение, посещают кружки дополнительного образования вне стен сада.
Это обьясняется удаленностью поселка от города, нехватка времени у родителей (законных представителей, пассивность в вопросе всестороннего развития своих детей – все это накладывает отпечаток на работу детского сада. И тем самым, можно сказать, что наше учреждение является единственным образовательным центром в ближайшем окружении, в котором «растет новое поколение нашей страны» и накладывает отпечаток и ответственность на нашу работу.
Модель организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ строилась следующем образом :
I этап - Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
II этап - Назначение и подготовка педагогов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
III этап - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям.
VI этап - Создание нормативной базы.
V этап - Организация проведения рекламы.
VI этап - Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг.
На 1 этапе - Определение спектра дополнительных образовательных услуг, для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг было проведено анкетирование родителей в котором родители (представители воспитанника) смогли высказать свои пожелания по направлениям дополнительного образования.
Так же проведены беседы с педагогами на предмет их видения форм доп. образования.
Мы пошли от запроса родителей и при изучении спроса самые востребованными оказались следующие:
• Художественно – эстетическая деятельность
• Театральная деятельность
• нравственное направление
- общеразвивающее направление
На 2 этапе - Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг : администрация определяет и назначает педагогов по дополнительному образованию в соответствии с образованием, прохождением КПК, темами самообразования и т. п.
На 3 этапе - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям с согласованием советом педагогов. Педагоги составляют и разрабатывают программы по дополнительному образованию, которые в дальнейшем согласовываются на августовском педагогическом совете.
4 этап - Создание нормативной базы – разрабатываются и утверждаются положение об организации дополнительных образовательных услуг в МДОУ № 30, издаются приказы и утверждаются: учебный план, расписание кружков, график работы педагогов, список посещающих детей.
5 этап - Организация проведения рекламы - проведение общего родительского собрания в ДОУ в начале учебного года, с целью ознакомления с перечнем предлагаемых услуг, с педагогами, осуществляющими данные услуги и их программами. Созданы объявление, приглашения, проведен «День открытых дверей», где каждый желающий мог ознакомится с условиями проведения дополнительных образовательных услуг. Организуются выставки детских работ по работе кружков дополнительного образования.
6 этап Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг - Отслеживание результатов дополнительного образования, проведение ежегодных отчетных родительских собраний, анкетирование родителей по предоставлению дополнительных услуг.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
• Уставом ДОУ;
• Образовательной программой ДОУ;
• Положением о кружке;
• Программой кружка;
• Планом работы кружка на год;
• Списком детей;
• Расписанием деятельности;
• Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
В нашем саду реализуется дополнительное образование через такую форму организации как кружок.
Основными формами обучения и развития детей на кружках:
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
• занятия-инсценировки;
• занятия-путешествия;
• занятия-игры;
• познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
• соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;
• контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
• научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
• нетрадиционные: домашнее задание, моделирование.
Приоритетным является обеспечение бесплатности и равного доступа детей к дополнительному образованию.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду были востребованы следующие направления:
1. Социально – педагогическая направленность:
- развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности проходит на кружке «Ловкие пальчики» - группа раннего развития,
- формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, вхождение их в художественно-образную ситуацию - на кружке «В гостях у сказки» - младшая группа;
- на кружке «Ниточки из прошлого» в старшей подгруппе - приобщение детей к истокам русской народной культуры, через сказки, легенды, поэзию, музыку, художественные картины, т. е. через искусство, донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры,
2. Художественная направленность:
кружок по изобразительной деятельности с использованием различных техник «В мире прекрасного» в средней группе направлен на развитие творческих способностей ребенка, интеллектуальное развитие, развитию речи, развитие эмоциональной сферы, мышления, памяти, воображения, творческих способностей детей. В процессе работы используются разнообразные техники рисования, аппликации, лепки, конструирования из бумаги;
3. Техническая направленность. Кружки:
- «Самоделкин» - подготовительная подгруппа - она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству а так же способствует воспитанию художественного вкуса. В процессе работы кружка воспитанники осваивают конструирование из строительного материала, конструкторов, бумаги, природного материала.
- «Мир конструктора» - разновозрастная группа (д. Малое Карасево) – предполагает развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Планируя работу кружка, педагог самостоятельно выбирает для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.
Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:
- интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;
- добровольность выбора их детьми;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Занятия проводятся в групповой комнате или в других помещениях детского сада (музыкальный, спортивный залы, комната старины). Формы работы - подвижные, разнообразные и меняются в зависимости от поставленных задач.
Занятия в кружке не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т. д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)
С педагогами в течение года проводятся мной консультации:
• «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях»
• «К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования»
• «Дополнительное образование в ДОУ : реализация, проблемы, перспективы»
• «Интеграция основного и дополнительного образований в рамках реализации ФГОС»
• «Планирование и организация кружковой работы педагога ДОУ»
Педагоги дополнительного образования в течение года проводят с коллегами и родителями мастер – классы по направлениям своей кружковой деятельности. Такие как: «Веселые краски», «Весенний перезвон», «Что за чудо, наши сказки», «Возможности использования бумаги в художественно-эстетическом развитии дошкольников», «Сказки из бабушкиного сундучка», «Превращения бумажного квадрата»
Для родителей оформляются групповые уголки, на которых размещаются консультации и материалы о дополнительном образовании в ДОУ, выставки работ воспитанников, занятых тем или иным кружком, совместные выставки детско – родительского творчества, на сайте размещается дополнительная информация, проводятся также открытые занятия.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
• позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
• созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
• повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
• обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
• созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.