Фоминова Виолетта Юрьевна
Симптомы задержки речевого развития в 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет.
Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет.
Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:
• ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
• в речи использует обобщающие слова;
Публикация «Симптомы задержки речевого развития в 5–6 лет» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2020
• правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
• дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
• имеется обширный словарный запас;
• овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
• звукопроизношение практически сформировано;
• слоговая структура сформирована полностью;
• дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.
• Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.
Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.
В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет
Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.
Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.
Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прие.
Информация для родителей
Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.
Самостоятельная диагностика задержки речевого развития.
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.
Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произноси.
В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.