Муханова Юлия
Конспект занятия для учащихся 7 лет «Симметричное вырезание на примере изготовления самолета из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нтм.
Педагог дополнительного образования: Муханова Юлия Петровна.
Объединение: «Основы Дизайна».
Состав: учащиеся в возрасте7 лет, 1 года обучения
Тема: Линия симметрии. Изготовление симметричной модели (самолет из бумаги). Склеивание методом «книжка».
Публикация «Конспект занятия для учащихся 7 лет „Симметричное вырезание на примере изготовления самолета из бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Подготовительная группа
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Самолеты. Конструирование, поделки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: Ознакомление с особенностями изготовления симметричных моделей (самолет из бумаги, склеивание способом «книжка».
Задачи:
1. Знакомство с понятием «линия симметрии».
2. Отработка приемов изготовления симметричных моделей на примере изготовления самолета из бумаги.
3. Овладение умением находить оси симметрии.
4. Отработка приемов склеивания способом «книжка»
5. Развитие пространственного и образного мышления, чувства цвета.
6 Воспитание усидчивости, аккуратности, художественного вкуса, бережного отношения к результатам своего труда.
7. Формирование умений планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
8. Закрепление знаний по технике безопасности и приемов работы ножницами.
Тип занятия : комбинированный.
Оборудование и материалы: дидактический и раздаточный материал, наглядный материал (картинки, поделки,
Чертежные принадлежности, клей, ножницы, цветная бумага, картон, булавка.
Этапы работы. Содержание этапа.
1 Организационный момент, включающий:
• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной).
• определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) Цель для педагога: Подготовка учащихся к началу работы на занятии.
Цель для учащихся : включение в работу.
Задачи педагога: - проверка готовности учащихся к занятию - проверка готовности наглядного и дидактического материала.
Задачи учащегося : Проверить свою готовность к занятию.
Критерий достижения цели: Полная готовность группы, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Педагог:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие будет состоять из нескольких частей: проверка пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде практической работы по теме «Симметричное вырезание)».
Проверьте, готовы ли вы к занятию, все ли принадлежности есть на столе? У вас должны быть чертежные принадлежности, клей, ножницы, цветная бумага, картон, булавка.
Поднимите руки, у кого не хватает какого –либо предмета?
Методы организации работы учащихся :
Словесный (беседа).
Характеристика группы учащихся : учащиеся 1 года обучения среднего уровня обученности, проявляют интерес и креативность на занятиях, организованны и самостоятельны при выполнении заданий.
2 Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
• определение целей, которые педагог ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. Цель для педагога: Проверка ранее изученного материала.
Задачи педагога:
1. Проверка, закрепление знаний по ранее изученному материалу (первоначальные приемы обработки бумаги).
2. Выявление пробелов и их коррекция.
Метод (прим) : Фронтальная беседа.
Цель для учащихся : закрепление полученных ранее знаний.
Задачи учащихся : - Закрепить основные понятия «шаблон», «линия сгиба», способы перевода деталей на картон, бумагу при помощи шаблонов, название чертежных принадлежностей, повторять и закреплять приемы разметки бумаги сгибанием, резания по следу сгиба; обучать умению работать с предметно-операционным планом работы;
закреплять приемы размещения на листе бумаги шаблонов, смазывания деталей поделки клеем и наклеивание деталей;
Правила ТБ при работе с клеем, ножницами. Давайте повторим технику безопасности на занятии. С какими предметами нужно обращаться осторожно?
Зря в руках их не крути,
И держа за острый край,
Другу не передавай
-А как обращаться с клеем?
Прежде, чем преступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы знаете о первоначальных приемах обработки бумаги.
Какие инструменты и материалы нужны вам в работе? Дети поднимают руку и отвечают на вопросы. Педагог выслушивает ответы детей, поправляет их.
Критерии достижения целей: - активность включения в работу - правильность ответов учащихся.
Возможные действия: - помощь учителя
- работа с наглядным материалом.
Совместной деятельности учащихся на данном этапе нет.
Методы организации работы учащихся : словесный (опрос)
Методы мотивирования:
-метод поощрения (похвала педагогом ученика)
- метод взаимной проверки (один ученик отвечает, другой его проверяет)
Критерии оценивания:
- полный ответ.
- наличие ошибок в ответе учащихся.
3 Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; Цель для педагога: формирование знаний о симметричном вырезании.
Цель для учащихся : усвоение новых знаний по теме «Симметрия» .
Задачи для учащихся : - осмысление и первичное запоминание основных понятий: симметрия, линия симметрии, виды симметрии.
Задачи для педагога:
- изучение понятия «линия симметрии»;
- сравнительный анализ симметричных и несимметричных предметов.
Педагог: Итак. Ребята, мы с вами вспомнили основные понятия, способы обработки бумаги. Итак, тема сегодняшнего занятия «Симметричное вырезание». Сейчас, для того, чтобы продолжить урок, вы должны отгадать загадки. (Педагог загадывает загадки про бабочку).
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком уютным машет.
Молодцы. угадали правильно, это бабочка. Бабочка непосредственно связана с темой нашего занятия. Посмотрите на рисунок (Половина бабочки). Чего не хватает на рисунке? Что нужно сделать? Как дорисовать? Будут ли части рисунка совпадать?
Как это можно сделать?
- Прикладывают зеркало,
- Складывают пополам и обводят.
Это свойство называется симметрия.
Симметрия-это соразмерность, одинаковость частей чего-либо.
Симметрия? Что это?-Это не прозвище, это не имя, не злая болезнь,
Это не птица, не зверь,не чудовище.
Нельзя его выпить, нельзя это съесть,
В симметрии множество тайн и загадок,
В ней красота открывается нам.
Симметрия-то,что рождает порядок
Об этом, дружок, ты задумайся сам.
Игра. Продолжить вторую половинку картинки из палочек Кюизенера.
Симметричные фигуры состоят из половинок, совпадающих друг с другом при сложении (по оси, ее называют ось симметрии. (линия симметрии).
Детям предложены различные фигурки из бумаги. Их нужно сложить пополам и посмотреть, какие из них совпадают,а какие нет. Те, что не совпадают- несимметричные. Найдите в окружающем вас мире симметричные и несимметричные предметы.
Ученики называют предметы. Педагог поправляет ответы.
Из предложенных деталей составить симметричный и несимметричный орнамент.
А сейчас немного разомнемся.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (руки вверх, посмотреть на пальцы)
Больше спать не захотел. (руки вниз).
Шевельнулся. потянулся (приседают)
Взвился вверх и полетел. (встают)
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется. (полет бабочки).
Методы изложения нового материала:
- объяснительно-наглядный (рассказ - объяснение нового материала, демонстрация – показ картинок и образцов готовых изделий) .
Методы организации деятельности учащихся : Частично-поисковый, объяснительно-наглядный.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу :
1. Активное участие на занятии, ответы на вопросы, приведение примеров.
2. Максимальное использование мышления при формулировке утверждений.
Критерии определения уровня внимания:
- высокий (дети активны).
- средний (дети отвлекаются).
- низкий (дети не заинтересованы).
Методы мотивирования:
- метод поощрения (похвала педагогом учащихся).
4 Закрепление учебного материала, предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. Цель для педагога: Установление осознанности учащимися нового материала при отработке навыков симметричного вырезания.
Задачи для педагога: - проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний. - установить выявленные пробелы.
Цель для учащихся : освоение навыков симметричного вырезания.
Задачи для учащихся : отработка на практике приемов симметричного вырезания, повторить и закрепить приемы разметки бумаги сгибанием, резания по следу сгиба.
Педагог: Ребята. Давайте подумаем, а что еще умеет летать, симметричное, но не бабочка?.
Учащиеся : Самолет.
Педагог: правильно, его то мы сегодня и будем делать. Симметричные детали также можно получить, вырезав их.
Приступаем к практике-изготовлению самолета из бумаги способом «книжка». Как вы думаете, почему этот способ вырезания так называется. Мы уже делали таким способом елочку.
Дети: Раскрытая книга симметрична.
(Педагог раздает недостающие материалы).
Педагог: Итак, порядок выполнения работы следующий:
1. Выбрать 2 листа бумаги нужного цвета и методом сложения пополам по ширине разделить каждый на 2 прямоугольника. (всего 4)
2. Сложить эти прямоугольники пополам по ширине.
3. Склеить 3 из них между собой способом книжка, совмещая сгибы.
4. Обвести на готовую «книжку» половину шаблона самолета (половина корпуса скрылом и хвостом).
5. Вырезать по контуру все странички вместе.
6. Склеить крайние странички.
7. Отрезать на центральной страничке крыло. (оставляем только 2 боковых., а на нижней крыло и хвост.
8. Вырезать пропеллер.
9. Прикрепить пропеллер с помощью булавки.
Работа готова!
Этой поделкой вы сможете украсить свою комнату или подарить другу, а также поучаствовать в конкурсе.
(Объяснение сопровождается наглядным примером изготовления изделия).
По ходу практической работы педагог дополнительно инструктирует индивидуально каждого учащегося.
Формы и методы достижения поставленной цели:
- учебный диалог.
- индивидуальная практическая работа.
Критерии степени усвоения нового материала:
- знание о линии симметрии.
- применение на практике полученных знаний (правильность выполнения этапов практической работы);
- результат (качество работы).
Методы реагирования:
- повторное объяснение педагога.
- помощь педагога.