Елена Принева
Шумовой музыкальный инструмент «Шум дождя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Стимулировать интерес детей к игре на шумовых музыкальных инструментах.
Задачи:
• Познакомить с назначением нового вида шумовых инструментов;
• Обучать детей изготовлению шумовых инструментов из бросового материала;
• Овладеть практическими навыками игры на созданных инструментах;
• Развивать двигательные качества и умения, координацию движений, творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Публикация «Шумовой музыкальный инструмент „Шум дождя“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Погода и природные явления
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2021
Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Детская реакция на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка.
Так как у большинства детей с ОВЗ нарушено чувство ритма и чтобы его скорректировать, я широко использую в своей педагогической практике работу с детским шумовым оркестром. Такой вид деятельности позволяет включить всех детей в музицирование, дети не замечают, что их учат играя.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию ребенка, его психологических процессов – памяти, мышления, внимания, развития мелкой моторики. Также улучшается сенсомоторная функция: дети прикладывают больше усилий для того, чтобы научиться работать пальцами. Я замечаю, что постепенно координация детей совершенствуется в зависимости от их индивидуальных особенностей, а с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, создаются условия для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда многие другие способы исчерпаны. Важным является и то, что дети с ОВЗ могут освоить технику игры на музыкальном инструменте и получают от этого огромное удовольствие и положительный эмоциональный тонус. Музыкальные инструменты для детей становятся чудесными, необыкновенно-притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть.
Я практикую использование самодельных музыкальных инструментов, которые изготавливаю сама или совместно с родителями и детьми. Основой для их изготовления являются предметы, которые могут оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки, наполненные сухим рисом, гречкой, связки ключей, бумага разного вида (газета, гофрированная, обёрточная и пр., природные материалы (желуди, каштаны, орехи, шишки) и многое другое.
Одним из таких музыкальных инструментов является «Музыка дождя».
Инструмент изготовлен из полой картонной трубы, внутри которой расположены по спирали деревянные зубочистки и в качестве сухого наполнителя использован рис. У этого инструмента необычные звуки, напоминающие шум дождевой воды. Играя на нем, ребенок создает свою собственную музыку, ведь играть на нем можно, как захочется ребенку: путем встряхивания, переворачивания, постукивания, а также одновременно с игрой, что очень важно для ребенка с ОВЗ, можно двигаться. Также инструмент можно использовать для создания разных звуковых эффектов (как течет ручей или гремит гром и др., с помощью него можно озвучить сказку или целый домашний спектакль.
Утверждение К. Орфа о том, что для детей с ОВЗ нужна своя особая музыка, в моей практике нашло подтверждение в использовании шумового оркестра, музыкальных упражнений, игр, в которых музыка неразрывно связана с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, озвучивать героя сказки и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение.
Использование шумового оркестра на музыкальных занятиях для детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка-дошкольника, создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, формирования слоговой структуры речи. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется в соответствие с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, в содержание которого включены, наряду с другими, и задачи по развитию музыкальных способностей дошкольников.