Ольга Булатова
Консультация для воспитателя «Процесс подготовки ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
«Шпаргалка для воспитателя»
Уважаемые коллеги!
В этом выпуске «Шпаргалки» речь пойдет о будущем первокласснике, о выпускнике нашего детского сада.
Процесс подготовки ребенка к школьному обучению очень длительный, это практически все дошкольное детство.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
Публикация «Консультация для воспитателя „Процесс подготовки ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка.
В пособие включены: упражнения и задания направленные на развитие познавательных процессов, усидчивости и произвольной сферы у дошколят, даны советы по работе с родителями.
Желаем вам успеха!
В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе :
1. Интеллектуальная готовность (способность концентрировать внимания, умение строить логические связи, развитая память, моторная ловкость кистей рук).
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
У ребенка должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, должен быть достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая за природой, событиями окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы.
Ребенок должен :
1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.
Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Ребенок должен :
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал узнать все новое. У него должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).
Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Еще в начале учебного года дети в подготовительной к школе группе были более наивны и «просты». Теперь нам, окружающим взрослым (воспитателям, педагогам, родителям) становится понятно, что дети меняются. Мы уже не всегда можем понять, о чем думают, и что они чувствует. У них появляется своя - внутренняя - жизнь, и они не собирается «за просто так» пускать туда взрослых. Почему и откуда это берется?
1. Просто ребенок начинает терять две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.
А как было раньше? Любой ребенок кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но. не очень, и импульс «хочу» у него куда сильнее, чем мысль: «а что подумают обо мне другие.» и «к чему это приведет». Собственное импульсивное желание обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже - и поскачет, очень захочется поводить паровоз - перевернул стулья, уселся на первый - и «ту-ту-у-у» - поехали! Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, «что будет, если.», и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает, но. пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть).
2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.
Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что-то, и только по следу на щеках вы догадаетесь о том, что он плакал.
3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. И из-за этого и благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде.
Раньше у ребенка случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от определенного результата, он радовался или огорчался по определенному поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются. Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель - обобщается. И из этой «суммы» делаются выводы, «какой я» и «как ко мне относятся». И эта «сумма» напрямую влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается.
Например: толстенькая и неуклюжая девочка все равно будет играть с подружками в «салки», даже если ее неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чем дело? Она «суммировала» все свои неудачи (в игре, все свои недостатки (во внешности) и все грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны, когда играет. Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со всеми, перевешивает желание. И все - никакие силы не заставят ее теперь играть с подружками. Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.
4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным.
Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Мария Ивановна, а Баба-Яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.
5. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.
Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.
Иногда складывается такое впечатление, словно детишки, вволю наигравшись, оторвались от своих игрушек и внимательно посмотрели на взрослый люд. Посмотрели и увидели: а взрослые-то все знают и все могут, им все дозволено, и они сами решают, что «можно», что «нельзя». Умницы-детки быстро соображают, что взрослым быть выгодно. Вообще-то они уже пробовали «повзрослеть». Подражали нашему поведению и повторяли (на свой, детский лад) наши поступки, играли во взрослых (врачей, летчиков, воспитателей, поваров, были «папами-мамами», пытались докопаться до сути вещей, разбирая на запчасти то игрушки, то «взрослые» предметы. Они уже старались усовершенствовать то, что имеют, но. пришли к выводу: чего-то для взрослости явно не хватает. Чего же? Может быть, какого-то особенного уменья?
Ясно только одно: по-старому дети жить уже не хотят. То, что было, уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». А значит, начинается ломка старых стереотипов. На смену игровой мотивации приходит иная, познавательная. И как только это приходит - тут же начинается перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны помощники, те, которые поведут их дальше, причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний.
И все это означает, что перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис - кризис 6-7 лет.
По сравнению с другими возрастными кризисами, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда проходить он будет несколько напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том случае, если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно.
Если Вы заметили, что кому-то из детей в Вашей группе вдруг надоел детский сад, игрушки, привычные игры не доставляют такого удовольствия, как раньше, и этот кто-то ведет себя как-то не так, дайте ребенку возможность активно учиться - и все будет в порядке. Не пугайтесь, что он маленький и «не потянет» школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, ходить в кружок - это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл.
Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека со ступеньки на ступеньку - вверх - по лесенке развития.
Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема.