ирина копенкина
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Школа добрых волшебников» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
«РАССКАЖИ - и я забуду, ПОКАЖИ- и я запомню,
ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – и я пойму»
Китайская пословица
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитание экологической культуры дошкольников:
а) формирование экологических знаний, умений навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
Публикация «Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста „Школа добрых волшебников“ (1 часть)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
в) развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды;г) формирование чувства привязанности к своему детскому саду, друзьям, любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе;
д) развитие познавательной инициативы детей,умения сравнивать вещи и явления, устанавливать прочные связи между ними, т. е упорядочивать свои знания о мире.
Задачи:1)расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; ознакомление детей с изменениями,происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле; наблюдение таких изменений на
практике; выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера;
2) обучать детей действиям, благотворно влияющим на окружающий мир, изменяющий его к лучшему посредством практикумов в природной среде;
3) способствовать установлению доброй атмосферы в общении со сверстниками, родителями, работниками детского сада при выполнении практических дел для них,вызывающих у них положительные чувства к детям-«волшебникам»;
4) закреплять и совершенствовать навыки и правила гигиены, нормы общения, связную речь (побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством путем практических занятий, предполагающих изменение детьми самих себя (мини- программа самовоспитания дошкольников);
5) обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация,символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира)
6) вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6,5 лет,воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: 2 года
ЭТАПЫ
1. Подготовительный – изучение литературы; обновление «уголка
экспериментирования»; составление конспектов,картотек игр, опытов и пособий; определение тем для консультаций с родителями; тестирование,анкетирование участников проекта.
2. Реализационный- осуществляется в форме игры, предполагающий
развертывание сюжета-сказки, где участники-главные действующие лица- дети и конкретные практические дела личностно и общественно значимые;
-проведение игровых занятий по экспериментированию;
- использование экспонатов музея «Солнышко» для работы по блокам : «Волшебный мир»: («Солнце»,«Растения» «Животные»); «Любознайка»: («Цветочные часы», «Народные приметы», «Солнцелюбивые и теневыносливые растения», «Солнце в жизни человека»«Осторожно, солнце»)
-работа с родителями;
-проведение диагностик (в том числе- промежуточные результаты).
3. Заключительный.
1. Оформление «уголка экспериментирования»
2. Составление картотеки конспектов занятий, опытов и
экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
3. Итоговая диагностика.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР"
1. Сюжетно-ролевая игра
Разведка осенних примет. Разведка зимних примет. Разведка весенних примет. Разведка летних примет.
Задача: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление одного из времен года.
Способы сбора примет: коллективный, групповой, индивидуальный, с родителями.
Предоставленные материалы: фактические (желтеющая трава, меняющие окраску листья, поделки из природного материала, веточки, сучки); рассказы; зарисовки по наблюдениям.
Форма разведки- игра (формируются команды разведчиков, составляется карта, маршрут, донесения (использовать прием письменной речи)
Обработка результатов: создание Экокниги Осени, Зимы, Весны, Лета.
Задача: показать, как красива природа в разных своих проявлениях.
Срок проведения:Сентябрь-ноябрь,декабрь-февраль,март-май,июнь-август.
2. Прекрасные и удивительные места «экологической тропы».
Пополнение экспонатами разделов музея «Солнышко»-
«Народные приметы», «Солнцелюбивые и теневыносливые растения»,
«Солнечные часы».
Задача: открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного, нанести объекты на карту.
Маршрут: «экологическая тропа»
Форма- путешествие
Обработка результатов: составление фантастических рассказов, в которых увиденное в природе одушевляется. начинает разговаривать и двигаться,выполнение рисунков, аппликаций, макетов, сбор природного материала.
Сроки выполнения:В течение года. Ноябрь, февраль,май, август.
3. Экологический театр: экологические сказки
«Лягушата ждут гостей»,
«Как лягушата спаслись от цапли»,
«Белка и ее друзья», «Скворечник с загадкой», «В стране дремучих трав», «Как зверята запасы делают», «Волшебная шляпа для осени», "Мешок яблок" (по В. Сутееву)
Задача: получение строгих научных знаний в доступном занимательном изложении.
Сроки выполнения:В течение года. Апрель. Сентябрь. Декабрь. Март. Июль.
Октябрь-ноябрь. Ноябрь.
4. Бюро «Прогноз погоды»
Задача: попытка предсказать погоду по народным приметам.
Форма: игровая, создание метеобюро.
Сроки выполнения:В течение года. Ноябрь-декабрь.
5.«Почемучкина поляна».
Задача: собрать как можно больше вопросов в тайне от товарищей о растениях, животных за которыми наблюдали.
Сроки выполнения:в течение года.
6. Консультация для родителей:
«Воспитатель по имени Природа»
Форма: практикум «Хочу все знать!»
Сроки выполнения:Ноябрь
«Волшебники - природе и людям»
1. Операция «Чистое утро»
Задача: подарить родителям, сотрудникам, детям, посещающим детский сад радость от убранной «по секрету» дорожки перед детским садом, вытереть пыль и полить цветы в холле детского сада, протереть влажной салфеткой столы, посыпать песком дорожку в гололед и т. д. Сроки выполнения: в течение года. Осень. Зима. Весна.
2. Операция «Возвращенный лес»
Задача: выяснить, сколько бумаги требуется для занятий в детском саду, сколько деревьев для этого нужно срубить, узнать, сколько лет растет одно дерево, решить, сколько деревьев надо высадить весной, чтобы вернуть планете. уничтоженные деревья.
Форма: игровая. Вырастить в группе бумажное дерево из
использованной бумаги.
Сроки выполнения: В течение года. Старт- ноябрь,финиш- май.
3.«Жалобная книга природы»
(«Березкины слезки»,«Кошкин дом», «Птичья столовая»,
«Зеленые ежики», «По газонам не ходить»)
Задача: создать книгу жалоб, в которую записать жалобы, поступающие от растений, животных, насекомых, обсуждение поступивших жалоб и ответ на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?»
Форма: игровая. Иллюстрирование книги,сбор информации об объекте, написавшего жалобу.
Сроки выполнения: Осень, весна, лето. Апрель Февраль Декабрь-февраль
Январь Июнь- август.
4. Ярмарка «Ярмарка «Добрая зима». Операция «Хлебная крошка» Задача: провести ярмарку, которая предложит «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми вместе с родителями; организовать регулярную работу «птичьей столовой».
Сроки выполнения: Декабрь-февраль
5. Операция «Хоровод ароматов»
Задача: создать клумбу на участке детского сада, узнать, какие растения наиболее ароматны во время цветения, принять участие в конкурсах «Узнай растение по аромату», «Найди растение по запаху» и др.
Сроки выполнения: март-август
6. Консультация для родителей
«Животные в истории моей семьи»
Задача: узнать родословную семьи и питомцев, которые в ней живут и жили.
Форма: письменная консультация. Сроки выполнения:Февраль
7. Операция «Капелька» Задача: выявить утечку чистой воды, учить сберегать запасы чистой пресной воды.
Форма: исследование. Ответить на вопрос:
«Где мы теряем воду?», составить схему, определить, сколько воды употребляется в детском саду и дома, придумать предупреждающий знак «Береги воду!»
Сроки выполнения: в течение года
8.«Чтобы книжки жили дольше»
Задача: посетив библиотеку выяснить: в каком состоянии находятся книги в библиотеке, сколько лет служат своим читателям, как они были изданы, и ответить на вопрос: «Как сделать так, чтобы книги жили дольше?»
Практическая часть: ремонт книг в групповой библиотеке. Март- май
Сроки выполнения: в течение года
«Волшебники- для себя»
1.«Уголок хорошего настроения»
Задача: создать в группе такой уголок, в котором разместить любимые книжки, любимые игрушки, альбом, чтобы рассмотреть фотографию мамы или друзей, найти сюрприз, посмотреть на свой самый красивый рисунок и… улыбнуться Хорошему Настроению.
Сроки выполнения: в течение года,октябрь.
2. Консультация для родителей
«Игра в жизни дошкольника»
Форма: круглый стол. Сроки выполнения-март
3.«Сорные слова»
Задача: включить в занятия с детьми фрагменты упражнений по культуре речи,способствующих искоренению «сорных слов» из речи детей.
Форма: игровая ситуация- все слова-клумба с красивыми цветами, плохие слова- сорняки. Дети- садовники.
Сроки выполнения:в течение года. Старт-сентябрь,подведение итогов- 1 раз в две недели
«ЛЮБОЗНАЙКА»
1. Игра-экспериментирование 2. Задачи 3. Материалы4. Ход опыта
1.«Почему осенью бывает грязно»
2. Познакомить детей со свойствами почвы,развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к явлениям природы.
3. Пульверизатор с водой, чашка с землей
4. В чашку с землей набрызгать воды (идет дождик).Пощупать руками образовавшуюся грязь.
«Лепим колобки»
2. Познакомить детей со свойствами песка Развивать наблюдательность.
Способствовать становлению дружеских взаимоотношений.
3. Различные формочки округлой формы, песок
4. Дети экспериментируют, из какого песка (влажного или сухого)легче лепить колобки.
«Веселые кораблики»
2. Познакомить детей со свойствами воды и бумаги. Развивать наблюдательность. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений.
3. Таз с водой, лодочки
4. Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними, делают «волны», «ветер».
«Вот какая пена!»
2. Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену
3. Таз с водой, мыло или мыльный раствор
4. Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике
Сроки выполнения: сентябрь
«Блестящие комочки»
2. Познакомить детей с различными видами бумаги. Развивать тактильные ощущения. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений. 3. Фольга
4. Дети комкают фольгу, делают различные комочки, играют с ними.
«Нырки»
2. Познакомить детей со свойствами воды и воздуха. Развивать любознательность. Воспитывать самостоятельность.
3. Таз с водой, маленькие мячи, резиновые надувные игрушки.
4. Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи, разжимают пальцы- и игрушки выпрыгивают из воды.