Елена Родионова
Шкатулка со сказками как средство мотивации детей к познавательно-исследовательской деятельности посредством литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Ст. воспитатель СП МАДОУ «ДС №30 г. Челябинска»
Родионова Елена Викторовна
Скиднова Наталья Сергеевна
Воспитатель
…мира не узнаешь, не зная края своего.
П. П. Бажов.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развить такие качества личности поможет познавательно-исследовательская деятельность.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
А что, если этот процесс сделать ещё более увлекательным и удобным?
Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
Рассматриваемый мною вопрос – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.
Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. В сказках заложена вся мудрость, в них открывается огромный смысл. Эти народные произведения можно считать самым важным методом воспитания.
Тем более, что сказка – настоящий кладезь мудрости, это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, дает реальные представления об окружающем мире. Кроме того, сюжет сказки, поступки героев можно использовать как средство мотивации детей к познанию тех или иных явлений.
Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательно-исследовательская активность, активизируется интерес к обучению.
Данный прием наиболее эффективен, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них сказочной форме.
Как же объединить два абсолютно разных, но по-своему интересных вида деятельности – сказку и опыт? (пауза).
Я хочу поделиться своей педагогической находкой - шкатулка со сказками, которая помогает держать под рукой всё необходимое для проведения познавательных занятий, а также опытов и экспериментов, посредством конкретной сказки. И главная моя задача – вовлечь детей в увлекательный мир, наглядно продемонстрировать, как легко и просто внедрять исследования и создавать новые открытия, на основе знакомых всем произведений.
Пособие выполнено в виде шкатулки, которая раскладывается с трех сторон. Каждая сторона имеет нишу с начальным дидактическим материалом. На заднем плане шкатулки расположены картотеки, алгоритмические карты, чек листы. Почти все детали пособия изготовлены из фоамирана и фетра. Эти материалы удобны тем, что из них можно сделать любые предметы, объекты живого, неживого, даже те, которые не знакомы ребёнку.
Внутри шкатулки находится контейнер, в нем собрано всё необходимое для опытов и экспериментов. Его можно повсюду брать с собой и использовать как совместно со взрослыми, так и самостоятельно детьми.
Предлагаю кратко рассмотреть эти возможности на примере сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». Почему именно шкатулка со сказами П. П. Бажова? Да потому, что мы реализуем модуль «Уральский калейдоскоп» и мы стараемся способствовать обогащению первичных представлений дошкольников о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала; о быте, обычаях и традициях народов, населяющих родной край, о культурном наследии Урала.
Да, славится наш край своими писателями и сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказы. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Первым этапом знакомства со шкатулкой является рассказывание детям сказа «Серебряное копытце», чтобы детям был знаком сюжет. При этом мы с детьми совместно ставим проблему, а ищут решения и делают выводы дети самостоятельно.
Затем знакомлю детей с содержанием шкатулки. Внутри шкатулки находится контейнер, в котором собрано все необходимое для опытов и экспериментов (коллекции каменей и минералов, пробирки и воронки, лупа, весы, салфетки, фломастеры и. т. д. Оборудование для выращивания сталактитов). Вместе с ребятами мы изготавливаем иллюстрации к сказке, атрибуты (Кокованю, Даренку, драгоценные камни и многое другое так же вместе со мной готовят дети, придумываем маркеры – символы опытов. Дети всегда пытаются дополнить или немного изменить содержание сказки, предлагают свои варианты опытов, соответственно меняется и дополняется оборудование. Результаты своих исследований дети фиксируют в чек-листах, которые мы вместе обдумываем и обсуждаем результат. Далее, на третьем этапе, мы с детьми совместно сочиняем сказку или придумываем на новый лад. Я подбираю опыты (а могут и дети мне помочь на основе уже имеющихся у них знаний и алгоритмических карт, затем дети сами ставят проблему, ищут решения, делают выводы и также отражают результат в чек листах.
Работа с шкатулкой сказок учитывает возрастные особенности детей, а также принцип индивидуализации, когда каждый ребёнок может самостоятельно выбрать для себя маршрут игры со сказкой, может начать со знакомства со сказкой, а может и сразу перейти к опытам и экспериментам. Выбор ребёнком осуществляется на основе первичных знаний о возможностях использования шкатулки.
Шкатулка со сказками – это универсальное пособие, которое может включать и интегрировать все образовательные области, помогает решить задачи, поставленные педагогом.
Познавательное развитие – это опыты, эксперименты, исследования с использованием камней и минералов. В процессе проведения опытов происходит закрепление счета, определение цвета и формы, определение размера, определение характера поверхности, рассматривание камней через лупу, определение веса, определение температуры, плавучесть. Все опыты проходят с использованием алгоритмических карт. Дети делятся наблюдениями сравнивая свои заполненные чек-листы.
Коммуникативные способности проявляются в процессе: - обсуждения; выдвижения гипотез, предположений; совместной игровой деятельности с использованием различных игр. На сегодняшний день, большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили? Как работали? Чем украшали свой быт? И через сказы Бажова П. П. и дидактические игры к макету, лото «Предметы народного быта», «Выставка старинных вещей», «Собери Кокованю на охоту», «Укрась избу» и. д. мне удалось пробудить в детях интерес к фольклору, русскому быту, народной культуре.
При проведении опытов грамотное изложение доказательств и чёткого планирования своих действий способствует речевому развитию детей. В процессе знакомства со сказами «Серебряное копытце», «Огневушка – Поскакушка», «Голубая змейка» – это умение пересказывать, придумывать, додумывать с опорой на схемы и алгоритмические карты, инсценировка сказов с использованием персонажей и декораций настольного театра.
Художественно-эстетическому развитию способствует использование в изобразительной деятельности творческих материалов, полученных в результате знакомства со сказами. А созданные детьми иллюстрации к сказам П. П. Бажова в разных изобразительных техниках, изготовленные персонажи и атрибуты для театрализованной деятельности мы также включаем в нашу шкатулку.
И шкатулка со сказами – это незаменимым наш помощник!
Данное пособие является универсальным средством, позволяющим в игровой, не директивной форме гармонично развивать познавательные способности ребёнка дошкольного возраста. Кроме того, Шкатулка со сказками позволяет педагогу организовать фронтальную, подгрупповую, индивидуальную работу, организованную или самостоятельную детскую деятельность. В своей работе я и дальше буду знакомить ребят со сказками через познавательно-исследовательскую деятельность, так как вижу результат своей работы. На основании проведенной работы я с смогла убедиться в том, что умения и навыки исследования, через сказки легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.