Александр Владимирович Гришин
Схема психолого-педагогической характеристики школьника
▼ Скачать + Заказать документы
СХЕМА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА
1. Общие сведения об учащемся, его семье и условиях жизни
Ф. И. О. школьника; сведения о его родителях (законных
представителях) (Ф. И. О.); тип семьи; полная, неполная;
многодетная;
социально-бытовые и материальные условия жизни семьи;
психологическая атмосфера в семье;
наследственность (если имеются сведения, есть ли у членов семьи
инвалидность (дети, взрослые и по какому заболеванию);
Публикация «Схема психолого-педагогической характеристики школьника» размещена в разделах
2. Состояние здоровья ребенка
болезненность, имеются ли хронические заболевания; количество
пропусков уроков и по какой причине;
наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к
нарушениям состояния здоровья;
жалобы со стороны родителей на здоровья ребенка;
3. С какого возраста пошел в школу, был ли готов к школе, в каком
классе обучается; дублировал ли программу (если да, то по какой
причине);
4. Направленность активности
мотивационная сфера: какие мотивы являются ведущими, что
повлияло на формирование мотивов;
содержание интересов: направленность, широта, устойчивость, что
повлияло на их формирование и т. д., связь с интересами класса;
состояние ценностных ориентаций: широта, социальная
значимость, ведущие ценности, что повлияло на их формирование;
цели, установки, мотивы поведения;
любимые учебные предметы;
познавательные потребности, в каких видах деятельности они
проявляются;
потребности в труде;
посещение кружков, секций, студий и т. д. вне школы;
способности ребенка: общие, специальные; владение учебными
навыками и умениями; способности в какой-либо деятельности (в
чем они проявляются);
5. Психологические особенности личности школьника
характер самооценки (завышенная, заниженная, адекватная,
уровень притязаний (достижение успеха, избегание неудач,
отсутствие каких-либо притязаний); отношение к успехам и
неудачам;
тип высшей нервной деятельности (темперамент); экстраверсия-интроверсия; эмоциональная стабильность-нестабильность;
характер (ярко выраженные положительные и отрицательные черты
характера, акцентуации характера (диагностируют с 11 лет, если
есть в этом необходимость);
6. Эмоционально-волевые качества личности
типичное для школьника настроение;
преобладающее самочувствие, состояние активности;
наличие тревожности, характер тревожности ее причины;
решительность, настойчивость, выдержка, самообладание; умеет ли
доводить начатое до конца, обязательность, исполнительность;
может ли контролировать свои желания, сдерживать
эмоциональные состояния;
допускает ли необдуманные действия и поступки;
нарушает ли дисциплину (если да, почему);
конфликтность, агрессивность (их причины, в чем они
проявляются);
критичность (в оценивании себя, ситуации, обстановки и т. д.);
7. Интеллектуальное развитие
общая осведомленность (образованность, кругозор);
состояние познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения);
особенности восприятия;
особенности внимания (произвольность, объем, сосредоточенность,
устойчивость, распределение, концентрация, истощаемость);
уровень развития памяти: быстрота и прочность запоминания, легкость
воспроизведения, индивидуальные особенности памяти;
развитие мышления, преобладающий тип мышления, анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстрактные понятия и т. д.
уровень развития воображения: активное, пассивное, воссоздающее,
нарушение воображения и т. д.
8. Коммуникативные и организаторские способности
сформированность навыков общения;
адекватность поведения;
лидерские возможности;
реальное положение в системе межличностных отношений в классе
(школе); статус (лидер, предпочитаемый, принятый, аутсайдер,
отверженный);
сто повлияло на статус школьника в данном классе (школе)
9. Успешность учебной деятельности
адаптация ребенка к школе;
особенности латерализации (ведущая рука);
насколько инициативен в учебной деятельности;
темповые характеристики деятельности (медленный, средний,
неравномерный и т. д., работоспособность (низкая, ниже среднего
уровня, средняя, выше среднего уровня, высокая)
сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции
собственных действий, самоконтроль) : может ли ребенок
самостоятельно работать в классе, требуется ли ему постоянная
помощь (направляющая, дополнительные опорные вопросы,
наглядный показ, постоянное индивидуальное, наглядное обучение и
т. д.); способен ли ребенок самостоятельно перенести инструкцию на
способ действия (выполнения); указать характер помощи : пошаговый
разбор, постоянное индивидуальное сопровождение или достаточно
только направить ребенка и т. д. ;
обучаемость: высокая; достаточная по возрасту, легко обучается;
выражено снижена; грубо снижена; замедленна; обучаем формально;
обучающую помощь принимает очень медленно на конкретном,
простом материале с наглядным показом; обучающую помощь
принимает медленно, адекватно и т. д. ;
успеваемость ребенка в учении (в общем); характер трудностей
(указать предметы, обосновать);
дисциплинированность;
выполнение домашних заданий;
10. Общие психолого-педагогические выводы
формулировка психолого-педагогического заключения на ребенка;
формулировка задач стоящих пред учителем и пути улучшения
учебно-воспитательной работы;
формулировка конкретных рекомендаций родителям (в письменной
форме, 2 –х экземплярах, где одни остаются у учителя, другиеотдаются родителю);
необходимая развивающая коррекционная работа (указать какая и с
каким специалистом, сроки коррекционной работы);
необходимость в консультации других специалистов, необходимых
ребенку;
дальнейший прогноз развития ребенка (благоприятный,
сомнительный);
подпись классного руководителя; педагога-психолога; директора
образовательного учреждения; печать.