Клягина Вера Геннадьевна
Педагог-гуманист Шалва Амонашвили
▼ Скачать + Заказать документы
Шалва Александрович Амонашвили (род. 8 марта 1931, Тифлис, ЗСФСР) — советский, грузинский и российский педагог.
Вхождение в педагогическую науку Ш. А. Амонашвили оказалось стремительным. В 1960 г. он становится кандидатом педагогических наук. А в 1972 году в 40 лет защитил докторскую диссертацию по психологии в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) Сейчас невозможно представить, что Ш. А. Амонашвили мог посвятить себя другой профессии.
Публикация «Педагог-гуманист Шалва Амонашвили» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Отец Шалвы Александровича очень хотел, чтобы сын стал дипломатом. И исполняя это своеобразное завещание отца Амонашвили с отличием закончил факультет востоковедения.
Сам Амонашвили с доброй иронией характеризовал себя в 1950-е годы – пионервожатого, учителя труда, затем преподавателя истории – как «доброго «авторитара»
Приведем созданную педагогом-гуманистом Клятву учителя. «Я – Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь: любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях. Обязуюсь постоянно и усердно заботиться: о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком. Клянусь: не вредить детям, не вредить Ребёнку».
….С чего начинается педагогика?
С залитого солнцем Тбилиси, рассказов стариков из родного села Бушети. Дара дедушки, явившего образ мудреца, умеющего разговаривать с виноградной лозой и смотреть на мир философски. И света бабушки с ее всепоглощающей добротой и всепрощением. С первых уроков добра отца Александра Дмитриевича, директора самой большой в Тбилиси типографии, отказавшегося от брони и погибшего в 1942 году в Крыму. И уроков сердечной справедливости матери – Марии Ильиничны – красивой и умной женщины, которая уберегла своих детей, не потеряв верности ушедшему на войну мужу. С удивительной учительницы литературы Варвары Вардиашвили, которая целый год, отбрасывая всякие программы, читала и размышляла с семиклассниками о поэме «Витязь в тигровой шкуре» – Пятом Евангелии для грузина. Она заложила в Шалве Александровиче то, что впоследствии стало смыслом его жизни, – образ гуманного учителя.
«Полюби детей, подружись с ними, помоги им и защити каждого. Вспомни о чем ты мечтал в их возрасте, чего тебе не хватало в школе». Это было то, чем она руководствовалась сама, воспитывая меня и моих одноклассников». «Как любить детей. Опыт самоанализа» воспоминания о своей учительнице.
Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А. :
1. Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
2. Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.
3. Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
4. Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
• Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
• Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
• В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
• В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
принципы
• 1. очеловечивания среды вокруг ребенка,
• 2. уважение личности ребенка,
• 3. терпение в процессе становления ребенка.
принципы при работе с детьми:
• 1. любить ребенка;
• 2. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
• 3. проживать в ребенке свое детство,
• 4. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Награды и достижения:
почётный доктор Софийского Университета имени святого Климента Охридского, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики (2001, лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008, 2013, «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2003, «Рыцарь детства» (2007). Почётный гражданин Тбилиси (2022).
Ш. А. Амонашвили удостоен Премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила его почетной золотой медалью им. Л. Н. Толстого, Детский фонд ООН в России присудил ему звание «Рыцарь Детства», а творческое объединение «Настоящие друзья Буратино» отметило знаком детской любви – «Орденом Буратино», Награждён медалью К. Д. Ушинского, «Учитель Великой России».
Труды:
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
Амонашвили Ш. А. Созидая человека. — М., 1982.
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. — М., 1983.
Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984
Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996
Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. - М. ,1996.
Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2003.
Амонашвили Ш. А. Вера и любовь. - М., 2009.
Амонашвили Ш. А. Исповедь отца сыну. - М. ,2009.
Амонашвили Ш. А. Письма к дочери
Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании
Амонашвили Ш. А. Истина Школы. - М. ,2006.
Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём?
Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать--- М. 2005.
Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. - М. ,2003.
Амонашвили Ш. А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
Амонашвили Ш. А. Рука водящая. — Артемовск, 2009.
Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
Амонашвили Ш. А. Амона-Ра : Легенда о Камне. — Артемовск, 2010.
Амонашвили Ш. А. Песнь Великой Любви. Саломея. Воин света. — М. : Амрита-Русь 2017.
Амонашвили Ш. А. Песнь Великой Любви. Воин света. Тысячу лет спустя. — М. : Свет 2018.