Ирина Носкова
Сценарий викторины-игры в подготовительной группе «В мире шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий викторины-игры в подготовительной группе
Составила воспитатель первой категории Носкова Ирина Алексеевна МАДОУ детский сад № 95
Задачи:
1. Дать теоретические знания по шахматной игре
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность и другие положительные качества личности
3. Укрепление партнерских отношений между детьми.
Цель:
Закрепить ориентацию на шахматной доске, знание шахматных фигур, их ходов.
Материал:
Публикация «Сценарий викторины-игры в подготовительной группе „В мире шахмат“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- карточки с изображением шахматных фигур на 10 человек (пять белых и пять черных)
- большая шахматная доска с фигурами;
- карточки с вопросами для блиц - турнира;
-фишки в виде шахматных фигурок;
- шахматные фигуры - пазлы;
- две шахматные доски и фигуры;
-листы с заданием: «Дойти до финиша» и простые карандаши;
-карточки с цифрами;
-десять распечатанных заданий от звездочета: «Соедини точки»;
-грамоты и подарки для команд.
-ноутбук, демонстративная доска для показа слайдов презентации.
Ход викторины.
К детям, стоящим полукругом входит ведущий:
«Здравствуйте, ребята, сегодня я всех детей приглашаю в удивительный мир шахматных фигур. Мы будем отгадывать загадки, отвечать на вопросы, играть, значит, будет интересно!
Для участия в игре я предлагаю всем ребятам разделиться на две команды: команда белых и команда чёрных. Для этого, каждый участник, подходит к столу жюри и выбирает себе свой цвет команды. Ребенок берет фишку, на обратной стороне, которой изображена любая шахматная фигура. Таким образом, дети с белыми фигурами образуют команду белых, а с черными – черных.
Сейчас каждая команда поочередно будет отвечать на вопросы. Если затрудняется в ответе, отвечает другая команда. За правильный ответ –дается фишка. Чья команда наберёт больше фишек, та и станет победителем нашей викторины.
Начинаем, первый конкурс,загадки, внимание!
Меня все атакуют,
со мной вступают в бой!
Я – главная фигура,
зовут меня… (Король)
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок. (Ферзь)
Он наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути. (Слон)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (Пешка)
Кто с G2 на K4
Ходит буквой “Г”?
Через головы скакать
Может он вполне. (Конь)
Стою на самом краю,
Путь откроют - пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу"(Ладья)
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать! (Шахматы)
Молодцы! Жюри объявляет результат, и команда получает фишку.
Теперь, второй конкурс, поиграем! У нас рассыпались шахматные фигуры, помогите собрать фигуры из пазлов.
Команды собирают свою фигуру за столом. Чья команда собирает первой, получает фишку!
И, третье задание, отвечаем. Блиц - турнир.
Команды стоят полукругом, лицом к жюри и поочередно отвечают на вопросы ведущего.
Но, вопросы спрятаны за шахматными полями,ведущий называет поле, например: В 3, один игрок из команды находит на этом поле свой листок с вопросом, жюри зачитывает вопрос. Если команда неправильно отвечает, то ход переходит к другой команде и так мы начинаем. За правильностью ваших ответов будет следить жюри.
Вопросы блиц - турнира.
1. Покажи на доске линии вертикали, горизонтали, диагональ.
2. В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? (Слон, конь, ладья, ферзь, / король).
3. Какая фигура назад не ходит? (Пешка).
4. Решите шахматную задачу : Слон + две пешки =? (5 или ладья).
5. Какую фигуру называют разноцветной? (Слона).
6. В какую еще игру можно играть на шахматной доске? (Шашки, уголки).
7. Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).
8. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры (Конь.)
9. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии (Восемь).
10. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым (Белого).
11. Фигуры, какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали (Чёрного).
12. Каких шахматных полей больше, черных или белых (Одинаково).
13. Кто ходит, как слон и как ладья? (ферзь).
14. Какой шахматной фигуре можно объявить шах (Королю).
15. Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию (Пешкой).
16. Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (Слон и ладья).
17. На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход (На 7).
18. В какую фигуру лучше превратиться пешке, когда она дойдет до противоположной стороны? (В ферзя).
Жюри подводит результат и выдает фишки.
А теперь шахматная переменка! Все команды встают в круг и повторяют слова и движения:
Чтобы в шахматы играть, (движения руками, словно переставляем фигуры)
Все о фигурах надо знать. (крутим пальцами у висков, думаем)
Путь открывают и нападают пешки – солдаты, все это знают. (шагаем на месте)
Вертикаль, горизонталь – это путь ладьи. (руками указываем стороны)
По диагонали ходят разные слоны. (руками указываем стороны)
Скок, скок и вбок конь скачет и задает задачу. (скачем, как кони)
А в шахматах самый главный король (как – будто надеваем корону)
Ходит он немножко: лишь по одной дорожке (делаем шаг вперед)
Но, короля защитила – ферзя большая сила! (показываем силу в мышцах рук)
И снова мы продолжаем. Четвертое задание, называется «Расставь правильно!»
На двух столах по шахматной доске с расставленными неправильно фигурами. По сигналу, команды бегут к столу и меняют фигуры, ставя их на свое место. Чья команда вперед и правильно расставит фигуры, получает фишку. Если же команды расставили фигуры правильно и вместе, то каждая команда получает по фишке.
Пятое задание выполняется простым карандашом, на листах для каждой команды и называется оно: «Дойти до финиша». У каждой команды листок с заданием, например: дойти до финиша ладьей (ферзем или любой другой фигурой) - обходя камни, преграды. И снова, чья команда справиться быстрее и правильно. Получает фишку.
И последнее задание, на ценность фигур и называется оно: «Найди фигуру по цене»
Я показываю цифру, а командам предлагаю с шахматной доски взять равнозначные по цене фигуру или фигуры, вернуться на место и показать жюри.
Если команды справились, выдаются фишки.
Итак, закончилась увлекательная викторина и пока жюри ведет подсчет голосов, ведущий, всем дарит интересное задание от звездочета, которое называется: «Соедини точки».
Затем жюри объявляет результат. Победители и участники награждаются грамотам и подарками.
Вопросы блиц - турнира.
1. Покажи на доске линии вертикали, горизонтали, диагональ.
2. В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? (Слон, конь, ладья, ферзь, / король).
3. В какую еще игру можно играть на шахматной доске? (Шашки, уголки).
4. Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).
5. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры (Конь.)
6. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии (Восемь).
7. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым (Белого).
8. Фигуры, какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали (Чёрного).
9. Каких шахматных полей больше, черных или белых (Одинаково).
10. В какую фигуру лучше превратиться пешке, когда она дойдет до противоположной стороны? (В ферзя).
А теперь шахматная переменка! Все команды встают в круг и повторяют слова и движения:
Чтобы в шахматы играть, (движения руками, словно переставляем фигуры)
Все о фигурах надо знать. (крутим пальцами у висков, думаем)
Путь открывают и нападают пешки – солдаты, все это знают. (шагаем на месте)
Вертикаль, горизонталь – это путь ладьи. (руками указываем стороны)
По диагонали ходят разные слоны. (руками указываем стороны)
Скок, скок и вбок конь скачет и задает задачу. (скачем, как кони)
А в шахматах самый главный король (как – будто надеваем корону)
Ходит он немножко: лишь по одной дорожке (делаем шаг вперед)
Но, короля защитила – ферзя большая сила! (показываем силу в мышцах рук)
И снова мы продолжаем, задание, называется «Расставь правильно!»
На двух столах по шахматной доске с расставленными неправильно фигурами. По сигналу, команды бегут к столу и меняют фигуры, ставя их на свое место. Чья команда вперед и правильно расставит фигуры, получает фишку. Если же команды расставили фигуры правильно и вместе, то каждая команда получает по фишке.
Итак, закончилась увлекательная викторина, всем дарит интересное задание от звездочета, которое называется: «Соедини точки».
В работе использовала:
Шахматные загадки Маргариты Романовских.
«Шахматную тетрадь для дошкольников. Рисуем ходы, осваиваем правила игры». Москалева
«Шахматную тетрадь» Касаткиной
А также «Шахматно-шашечный всеобуч» программу курса
для детей дошкольного возраста (обучение игре в шахматы)
Авторы-составители:
Коноплёва Е. Н., воспитатель КИК, руководитель ГМО
МАДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 77,
Дьяченко Л. В., заместитель директора по УВР
МАОУ «Начальная школа – детский сад № 25»