Елена Зинченко
Проект для детей старшей группы «Север. Народы и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.»[10]
Публикация «Проект для детей старшей группы „Север, Народы и природа“» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Такое понятие этнокультурного воспитания в педагоге по праву считается основным. Эффективность данного подхода была доказана различными известными педагогами, воспитателями и просто родителями.
Именно основы и принципы этнокультурного воспитания мы взяли за основу нашего проекта, поставив следующие цели и задачи:
Цели: знакомство детей с особенностями народов Севера (ненцы, с их традициями, обычаями, культурой, особенностями быта; расширение кругозора, расширение элементарных географических знаний (стороны света, знакомство с картой мира, обогащение словарного запаса слов, изучение растительного и животного мира Арктики и Тундры, развитие творческих способностей, внимания, памяти, ловкости; воспитание уважительного отношения к другим народам.
Задачи: постановка сказки и танца, продуктивная деятельность, проведение народных, подвижных игр, чтение ненецких сказок, организация особых прогулок, чтение стихов, создание «Музея Севера»
Длительность проекта: 1 месяц
Подготовительный этап
Все началось очень просто…Как-то в декабре одна девочка принесла чудесную книгу А. Усачева «Дедморозовка. Полный сборник рассказов», и мы, имея хорошую традицию чтения литературы перед сном, принялись читать…Ребята так прониклись рассказами, что ждали новых сюжетов каждый день! И тогда у нас возникла замечательная идея: познакомить детей с особенностями Крайнего Севера: изучить природный и животный мир, узнать о народах, которые там живут, реализовать в продуктивной деятельности полученные знания и даже погрузиться в атмосферу народов с помощью театра и танцев.
«Музей Севера»
Благодаря активному участию родителей, у нас получился замечательный музей, который рассматривали ребята постоянно. Ведь там был настоящий тамбурин, тапочки, привезенные с Ямала, украшения местных красавиц, магниты с символикой полуострова, мягкие игрушки северных животных, фотографии местных красот! Атмосфера народов Севера наполняла группу постепенно, каждый новый экспонат тщательно изучался и занимал достойное место в нашем музее.
Чум с имитацией шкуры послужил не только экспонатом, но и местом для игр детей, которые по всем канонам разыграли настоящую жизнь ненцев. Изучив особенности строительства чума дети принялись сначала за постройку, ведь данное переносное жилище устанавливают женщины, девочки активно собрали его. А мальчики в это время построили из конструктора очаг. Дети активно играли с чумом на протяжении всего проекта, придумывая и проигрывая различные сюжеты!
«Снежная библиотека»
Сюжеты для свободных игр ребята черпали из сказок, которые читали регулярно.
Героями многих являются бедняки, рыбаки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (ненецкая сказка «Хозяин и работник», «Находчивый стрелок» и другие). В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.) (ненецкая сказка «Старик и его дочери»). Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, например, ненецкая сказка «Кукушка».
Основная мысль сказок проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, не должно быть ленивых и трусливых людей зло и обман должны быть наказаны, уважение живого и неживого мира. Именно эти качества помогают жить народам Севера в гармонии.
Библиотеку дополнили различные энциклопедии для детей, простые сказки (например, «Как медвежонок солнце искал», которые открыли для детей животный и растительный мир. Книги можно было листать, рассматривать иллюстрации, уютно расположившись в чуме.
Основной этап
Помимо чтения литературы, были спланированы занятия по ознакомлению с окружающим миром (расширяли знания о животных и птицах Арктики и Тундры, размеры, среда обитания, пища, особенности строения и т. д, занятия по развитию речи (введение новых слов: айсберг, чум, вечная мерзлота, иглу, полярный день, полярная ночь, жерди, каюр, нарты, их лексическое, умение объяснить то или иное слово/понятие, организованные прогулки (создание среды для игр из снега – большой кит для прыжков, иглу, белый мишка, в котором спрятан кустарник на зиму, лабиринт лемминга, свободные игры детей, спортивные мероприятия (подвижные игры, соревнования, путешествие на лыжах вокруг построек, сюжетно-ролевые игры (жизнь ненцев, оленеводство) и просто игры с ладошками (построить на столе из ладоней «чум», «айсберг», «океан», «солнце»). С родителями ребятки посетили выставки ледяных фигур в Москве, нашли жителей Севера!
Северный Вернисаж
Реализация полученных знаний о народах и природе Севера были закреплены в продуктивной деятельности:
• «Морской леопард» Изучив особенности вечной мерзлоты и особенностей обитателей Крайнего Севера, ребятам было предложено выполнить необычную работу в смешанной технике: тонировка с помощью правополушарного рисования послужило основой нашей работы. Техника очень проста и дает отличные результаты тем, что работ неудачных не бывает. С помощью большой кисти дети наносят на белую бумагу белила цинковые, тем самым создавая нужный грунт. Далее наносятся точки различных цветов вертикально слева и большой широкой плоской кистью проводятся разноцветные линии, которые легко смешиваются с грунтом и создают неповторимые переходы. Это увлекательное занятие раскрыло детям не только разноцветный мир льдов, но и научило чувствовать нажим и доставило удовольствие! Аппликация – следующий этап. Здесь мы использовали так же различные методы: всем детям было выдан прямоугольник серебристого цвета, который необходимо разрезать на 4 части, при этом посчитав разрезы (здесь не отступая от основных, запланированных по программе целей, реализовывались цели по освоению математики). Каждый ребенок сам смог понять и попробовать сделать 3 разреза и получить 4 кусочка! Далее по желанию дети выбрали дополнительные прямоугольники, разрезали самостоятельно и получили достаточное количество кусочков для создания льдин. Льдины было предложено сделать различными способами: смять кусочек, расправить и приклеить, просто приклеить, смять и приклеить. Далее на льдину помещался туловище морского леопарда, хвост и глазки. Третьим этапом было прорисовка глазок, лапок, усиков и носика, а так же снежинки по всей работе. Увлекательное изготовление морского леопарда реализовало много целей, ведь именно наблюдая за животными, люди Севера почерпнули для себя много знаний, которые используют до сих пор в повседневной жизни.
• «Северный олень»
На севере далеком,
Где зимы круглый год,
А лето лишь намеком,
Олень траву жует.
И голову венчают
Ветвистые рога
И жители все знают,
Что это - для врага!
У Северных народов олень – священное животное. Люди посвящают ему свои стихи, песни, танцы, устраивают праздники. Олень для народов Севера играет огромную роль в хозяйстве, передвижениях на дальние расстояния, из оленьих шкур человек шьет одежду, утепляет чум.
Рисование оленей было особенно увлекательным, ведь ребятам было предложено самостоятельно окрасить карандашом (штриховки) шкурки оленей под северным сиянием. Детское воображение не заставило долго ждать! Кто-то нарисовал одного, кто-то двух оленей, кто-то добавил малыша. Все работы получились уникальны. При выполнении данной работы были достигнуты основные цели по ознакомлению с оленем, как с самым главным животным Севера, а также закрепление штриховки в разных направлениях, умению передать форму и цвет.
• «Тюлень» Совместные просмотры различных энциклопедий дали полное знание о строении животных Севера, которые мы закрепили через объемное создание тюленя. Обтекаемая форма туловища говорит о его способности быстро передвигаться в воде, охотиться. Лепка началась с создания туловища, его скатывание с заостренными краями. Далее лепка конечностей (ласты, продавливание формы с помощью стека, и создание глаз и носа для завершения образа.
• «Чум» Познакомив детей с основным жилищем ненцев, рассказав об особенностях, кто строит (женщина, при каких условиях (благоприятных погодных условиях, из чего делается (жерди и оленьи шкуры, делится на две половины (мужская и женская, и, конечно, поиграв в наши Северные игры мы перешли к изготовлению чума самостоятельно из бумаги. В технике оригами с ребятами пошагово сложили чум, который открывается и закрывается. Снаружи жилище украсили северными орнаментами (фломастерами, которые символизируют гармонию с природой, разобрали обозначение: кресты – олени, волны – океан, круг – солнце. Сделав акцент на том, что ненцы очень почитают все стихии и стараются это передать именно в символах. Внутри чума располагается очаг (изготовлен из предварительно тонированной бумаги акварелью в технике «по-мокрому» и нарезанной бумаги красного и коричневого цвета, который дает свет, тепло, возможность приготовить пищу, подогреть воду.
«Белый медведь» Домашним заданием для детей было просмотр мультфильма «Умка» и «Умка ищет друга». К сожалению данный мультфильм не очень популярен, но как задание из детского сада стало хорошим стимулом и интересом к просмотру, а далее и к продуктивной деятельности. Сначала мы обсудили мультфильм, кто герои, где живут, как называется их дом, какие природные явления заметили. Далее перешли непосредственно к созданию следующего шедевра нашего Вернисажа. Рисование белилами тонкой кисточкой, создание Мамы Медведицы и Медвежонка Умки на основе легендарного мультфильма очень всем ребятам. Детками удалось передать силуэт большой медведицы и маленького медвежонка, заметили самую главную особенность – маскировка для охоты. Силуэтное рисование очень помогает детям мыслить абстрактно, находить в пятнах образы и дополнять их. Дети так прониклись рисованием, что по желанию выполнили еще работы в данной технике, дополнив нашу выставку!
• «Северные девочки и северные мальчики»
Коллективная работа по созданию образа жителей Севера. Северное сияние и тонировка была сделана по желанию, а ненца детки выполняли индивидуально, создав неповторимые лица и узоры на национальных одеждах. Закрепили владение ножницами и ввели новую геометрическую фигуру «трапеция», научились ее вырезать из прямоугольника.
Сказка «Как олененок друга нашел»
Сказку сначала разыграли для детей взрослые, показав кукольный театр, передав всю эмоциональную окраску. Далее разобрали непонятные слова, обсудили их значение. Содержание сказки:
Автор:
Мне снилась северная сказка
Снегов далеких серебро,
Природы радужные краски
Руси незримое добро.
Проснулся лес морозным утром
В сиянье солнечных лучей
Светило небо перламутром
И восхищало взор очей.
Жил в тундре оленёнок — маленькие рожки. И никаких друзей у него не было. А очень хотелось оленёнку друзей иметь. Однажды увидел он ворона. Сидит ворон на большом камне - чёрный, важный, глаза закрыл, ни на кого внимания не обращает.
Подошёл оленёнок к камню, позвал тихонько:
Олененок: — Харна, харна!
Автор : Молчит ворон.
Опять он позвал:
Олененок:— Харна, харна!
Автор: Ворон только чуть глаза приоткрыл. Громче прежнего крикнул оленёнок:
Олененок: — Харна, эй, харна!
Автор: Посмотрел ворон с высоты, увидел, наконец, оленёнка, раскрыл клюв:
Ворон: — Чего тебе?
Олененок: — Давай с тобой дружить, харна.
Автор: Услышал ворон эти слова, закаркал, защёлкал клювом. Долго он так смеялся, потом сказал:
Ворон: — Что ж, ладно, залезай сюда на камень. Посидим немного, а потом полетим вон к той сопке.
Олененок: — А я ведь летать не умею,
Ворон: — Ну так какой же ты мне друг,
Автор: Ответил ворон, взмахнул крыльями и полетел на дальнюю сопку.
Опять остался оленёнок один. Побрёл он дальше по тундре. Шёл, шёл и увидел большое озеро, а в нём щука плавает, носом воду рассекает, хвостом управляет.
Склонился оленёнок к озеру:
Олененок: — Пыря, эй, пыря!
Автор: Высунула щука нос из воды:
Щука: — Кто это меня там зовёт?
Олененок: — Это я, оленёнок - маленькие рожки. Давай с тобой дружить.
— Что ж, - сказала щука, - я тоже не прочь иметь друга. Ныряй в воду, будем вместе плавать, ельцов и окуньков ловить.
— Да ведь я плавать не умею, — испугался оленёнок.
Автор: Рассмеялась щука:
— Вот видишь, какой же ты мне друг. - Повернулась к оленёнку хвостом и поплыла по своим делам.
Опять остался оленёнок один. А тут ещё вечер наступил. Стало солнце к горизонту клониться. Вдруг видит оленёнок: вдалеке огонёк горит, у костра человек сидит, котелок над огнём повесил, похлёбку варит.
Подошёл оленёнок поближе.
Увидел его человек и спрашивает:
— Откуда и куда ты идёшь, оленёнок - маленькие рожки?
Заплакал оленёнок и рассказал человеку про свою беду.
Выслушал его человек и сказал:
— Не плачь. Была у тебя беда, а теперь нету её. Я буду твоим другом.
Остался оленёнок и вырос в большого белого оленя с красивыми ветвистыми рогами.
Говорят, что с тех пор в тундре олени и живут вместе с человеком.
Северные игры
Подвижная игра «Нарты»: Детям по очереди предлагается перепрыгнуть через «нарты», которые сделаны из гимнастических палок. В данную игру дети часто играют, развивая ловкость и координацию.
Подвижная игра «Хейро»: «Хейро» - переводится «солнце». Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад на каждый шаг и говорят «Хейро». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Подвижная игра «Чум»: Ведущий произносит слова «Чум», «Северное сияние», «Айсберг», «Северный ветер», дети показывают руками, соответственно, руки над головой конусом, пальчиками перебирают вверху, руки к голове и локти согнуты, махи руками над головой. Ведущий еще может «шалить», говорить одно слово, показывать другое. Ведущим может быть не только взрослый, но и сами ребята. Данная игра была придумана для развития внимания, координации и, конечно же, знаний об основных терминах Крайнего Севера.
Подвижная игра «Каюр и собаки»: На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому. Бежать,конечно, только по сигналу «Хейро». Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Препятствия могут быть различные.
Заключительный этап
Итоговый досуг «Хейро»
Праздничное мероприятие послужило итогом изучения природы и народов Севера и состояло из следующих этапов:
• Чтение стихов. Дети читали стихи про животный и растительный мир, про особенности народов. Фоном были яркие фотографии
• Северные игры с Шаманом. Появление шамана было очень эффектным, т. к. именно знания детей разбудили шамана и привели к нам в гости. Шаман решил проверить ловкость, выносливость, быстроту наших деток с помощью испытаний! Начало каждого испытания было громким «Хейро!». Итак, «Прыжки по льдинам»: (обручи обтянуты бумагой и фальгой послужили прекрасными льдинами) двум командам необходимо пропрыгать по льдинам, оббежать айсберг (конус в белой бумаге) и вернуться обратно, передав эстафету. «Оленья упряжка»: попарно с помощью обруча дети формируют упряжки, оббегают айсберг и передают эстафету.
• Сказка. Для шамана дети проявили себя отличными актерами, показав легендарную сказку Севера «Как олененок друга нашел».
• Викторина. С помощью мультимедийного пособия (презентация PowerPoint) Шаман проверил смекалку наших ребят!
• Танец. В завершении праздника порадовали гостя зажигательным танцем
Таким образом, мы убедились еще раз насколько важно изучать различные культуры нашей страны, познакомили детей с прекрасными традициями ненцев, богатейшей природой и удивительным животным миром. Несомненно этнокультурное воспитание детей рождает в юных душах уважение к другим народам и гордость за свою страну! Очень рекомендуем данный проект для детей старшего и среднего возраста.
Литература:
1. C. Н. Николаева, Методика экологического воспитания дошкольников, 2012
2. Феликс Лев, Федор Абрамов, Михаил Карунный, Вениамин Колыханов, Виктор Бороздин, Тихон Семушкин, Северное сияние, рассказы, стихи, сказки о Русском Севере, Москва, 2008
3. Т. А. Шарыгина, Беседы о русском Севере. Методические рекомендации, 2018
4. Л. Д. Вайткене, М. Д. Филиппова, Животные. Красочный мир. Для детей среднего и старшего возраста. Московская область,г. Чехов, Издательство АСТ, 2019г
5. https://pandia.ru/text/80/371/51640.php
6. Л. Ю. Борохович, Н. В. Алексеева Учет региональных особенностей как средство формирования целостной картины мира дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. № 2 С. 54–63.
7. https://www.litmir.me/br/?b=197955&p=18
8. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
9. Синякина, Л. А. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания / Л. А. Синякина, Е. В. Чернышова, М. Е. Карелина, Л. Ю. Борохович. Образование и воспитание, 2017
10. Л. М. Захарова. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. 2010