Мочалова Наталья
Серия конспектов по географии в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Окружающий нас мир. Живая и неживая природа»
Задачи: объяснить понятия «окружающий мир», «объекты, сделанные человеком». Сформулировать у детей представление о непрерывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Ход занятия.
Детям предлагается посмотреть по сторонам и в окно.
- Что вы увидели вокруг? Как вы понимаете что такое окружающий мир?
- Что вы видели по дороге в детский сад? А за окном? (Дома, дорогу, машины, улицу).
Публикация «Серия конспектов по географии в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Дома, машины, дорога- это объекты природы? (Нет. Это сделано трудом человека).
- Но результаты человеческого труда являются частью окружающего мира. Послушайте стихотворение.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Л. Дайнеко
- Что такое природа?
Назовите объекты природы (Солнце, воздух, вода, растения, животные).
Природа- это то, что существует без помощи человека, а неприрода- это все, что сделано руками человека. Природа это тоже окружающий нас мир.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природные объекты. Самолет похож на птицу, а вертолет на стрекозу, подводная лодка- на кита.
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы.
К нам в гости пришел Незнайка. Он просит помочь ему выполнить одно задание. Нужно разложить картинки на две группы: живая природа и неживая природа.
Дети расставляют картинки на двух мольбертах и объясняют: живая природа- это то, что движется, растет, дышит, питается, размножается.
Игра «Живая и неживая природа».
Воспитатель называет объекты живой природы – дети хлопают, неживой- топают.
- Как вы думаете, а человек является частью природы?
Докажите, что человек – часть живой природы (Человек дышит, питается, движется, растет, размножается, он является частью живой природы и без нее погибнет).
Человека называют царем природы. Как вы думаете: «Почему?»
Человек – существо мыслящее, разумное, он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Поэтому и всех сильней.
Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест обитания.
Человеку надо бережно относится к природе. Закончить можно стихотворением В Орлова.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружится возле Солнца
Чтобы было нам тепло
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи-
Или добрые друзья.
Тема: «Первые учебники человека. Что такое география»
Задачи: обсудить вопрос о том, зачем изучать окружающий мир. Выяснить почему важна география. Формулировать наблюдательность, желание овладевать новыми знаниями.
Ход занятия.
- Отгадайте загадки:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка, Хвост пушистый- краса!
А зовут ее ….(Лиса)
В сосне дупло,
В дупле- тепло, А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Почему вы узнали о ком говорится в этих загадках, какие признаки загадываемых животных помогли отгадать загадку.
Придумывайте сами загадку, например, о дожде, солнце, ветрею
- А сможете ли вы загадать загадку о лемуре, панде?
- Почему нет?
- А откуда можно узнать об этих животных? (Из книг, телепередач)
- Каким образом народ составлял загадки, поговорки, пословицы о природе.
- Вы тоже, как и наши предки, должны наблюдать, подмечать особенности объектов окружающего мира, узнавать их свойства, видеть, какие изменения с ними происходят.
- Каким образом дети узнают о том, что горячий утюг жжется? (Мама предупреждает, или сам обожжется и запомнит, что это больно).
- Верно, так люди в древности учились у самой природы, наблюдая, нюхая, ощупывая, делали вывод о том, как можно использовать тот или иной предмет или явления, опасно ли это для жизни.
Какие объекты их природы «подсказали» человеку, как сделать вертолет, ласты, парашют?
- Зачем нам нужно наблюдать за окружающим нас миром?
- Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидал, когда они вырастут?
-Чего не знал волк, когда зимой по совету лисы опустил хвост в прорубь?
- Чего не знал колобок, когда поверил речам лисы?
- Мне хочется, ребята, чтобы вы научились наблюдать за окружающим миром, учили слышать и видеть его, были вот такими любознательными, как девочка из стихотворения.
У меня есть внучка-
«Внучка- Почемучка».
Что ни слово, то вопрос:
-Почему собака- пес?
- Для чего у кошки хвост?
-Сколько ночью в небе звезд?
-Отчего течет река?
-Что такое облака?
Надо знать на все ответ.
Я для внучки- умный дед.
Ответить на многие «почему» и «отчего» нам поможет наука «география».
Слово «география» означает «знания о Земле».
Земля движется о пространстве, что такое дни и ночи, времена года. Она объясняет и то, как на Землю идет энергия от Солнца, давая жизнь животным и растениям.
Географы изучают погоду и климат. И как климат влияет на жизнь людей, животных и растений, а также океаны, водоемы и природные ландшафты.
География показывает, как люди используют окружающую среду для получения пищи, воды и многого другого, что может дать природа.
Предметом изучения географии является и то, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности.
География объясняет нам мир, в котором мы живем и показывая как лучше мы можем его использовать и при этом защитить и сохранять его.
Тема: «Модели и изображения»
Задачи: познакомить с глобусом – моделью Земли, картой – плоским изображением поверхности Земли. Формировать желание познавать новое.
Ход занятия.
На столе стоят разные модели (машины, самолета, замка и др.)
Дети их рассматривают.
- Это все модели – уменьшенные копии объектов. А зачем людям нужны модели?
- Отгадайте загадку:
Шар невелик,
Но весь мир изобразит.
(Глобус)
-Глобус – это модель Земли, позволяющая сразу увидеть всю Землю.
Слово «глобус» по- латыни означает «шар». Много веков назад люди придумали глобус, чтобы более точно передать форму нашей планеты.
- Откуда мы знаем, какая наша Земля? (от путешественников, они открывали землю).
- Кто первым увидел нашу Землю сверху? (Ю. А. Гагарин)
Космонавты первыми из людей своими глазами увидели сразу весь земной шар. Они убедились, что большая часть его поверхности покрыта водой. При солнечном свете вода кажется голубой. Поэтому из космоса Земля видна светящимся шаром голубого цвета.
Один из самых первых глобусов был сделан из телячьей кожи, туго натянутой на металлические прутья, очень больших размеров. Иногда мореплаватели брали глобус с собой в далекие путешествия, чтобы с его помощью вести корабль по курсу.
Есть много разных глобусов. Одни показывают, где в мире какие государства. Показ глобуса. На других изображены горы и низменности Земли, плоскогорья и равнины. Некоторые из таких глобусов сами бывают с неровной поверхностью: все горы и возвышенности на них выпуклые. Но чаще разные участки земли изображают на глобусе разными цветами. Самая верхняя точка на глобусе называется Северный полюс. Противоположная точка –Южный полюс. Глобус надет на металлическую ось, которая проходит через Южный и Северный полюсы. Глобус может поворачиваться вокруг оси, как поворачивается наша Земля.
- Ребята, посмотрите, у Насти на платье есть пояс. Такой пояс есть и на глобусе. ОН называется экватор. Экватор делит глобус на две части- верхнее полушарие называется Северным, а нижнее полушарие- Южным.
Глобус – замечательное изображение человечества. Но глобусы громоздки, и пользоваться ими не всегда удобно, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – а сильно уменьшенная модель Земли. А в жизни людям чаще требуются более подробные описания местности. Поэтому даже раньше, чем глобус, люди придумали географические карты- плоские рисунки Земли.
Карты бывают самые разные.
Есть карты, которые рассказывают, где на Земле какие звери обитают, птицы живут, что за рыба плавает в реках, морях и океанах.
Есть карты, которые указывают, где в недрах Земли есть залежи полезных ископаемых.
Встретятся вам и географические карты, материки на которых раскрашены необычно- все в пестрых «лоскутках»: розовых, голубых, желтых, зеленых. Каждый «лоскуток»- государство, страна, ниточка между ними- граница.
Чтобы точно перенести на бумагу все- все, что есть на поверхности земного шара, понадобился труд путешественников, моряков, картографов.
Карты нужны летчикам и морякам, рыбакам, геологам, охотникам, путешественникам, космонавтам. Словом, людям многих профессий. Карты нужны и детям, чтобы им было понятно, как выглядит наша планета.
- Перед вами физическая карта полушария. Как вы думаете, что значит слово «полушария»?
Если глобус разрезать на две половинки от полюса до полюса и положить их на плоскости, то получится два полушария- западное и восточное. Так была сделана эта карта.
Давайте найдем на ней Северный и Южный полюс, Северное и Южное полушария, экватор, материки и океаны.
Тема: «Азбука географии или о чем рассказывают глобус и карта»
Задачи: уточнить представления об обозначениях и цветовой окраске карты, учиться читать географические знаки, видеть разницу между различными географическими объектами. Дать понятие географического расположения объекта.
Ход занятия.
Посмотрите на глобус или географическую карту мира. Какого цвета больше? (синего). Что он обозначает? (Вода). Земной шар омывают воды четырех океанов: тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого. Тихий океан- самый большой. А Северный Ледовитый океан- самый маленький и самый холодный. Индийский океан- самый теплый.
Четыре океана.
На нашей земле океанов-
Четыре:
Индийский-
Самый соленый в мире,
Океан Атлантический
Славен сельдями.
Ледовитый
Все время спит подо льдами.
А Тихий,
Конечно же, вовсе не тихий-
А буйный, глубокий и самый великий.
А. Усачев
Все океаны соединяются между собой, образуя единый Мировой океан.
Внимательно посмотрите на карту, вы увидите, что синий цвет не однороден. Мы видим разные оттенки от бледно- голубого до темно- синего. Таким образом обозначают глубину. Самые глубокие места в океанах обозначены темно- синим цветом и называются океаническими впадинами, чем бледнее цвет- тем меньше глубина.
Среди голубых просторов океана лежат большие части суши. Это материки или континенты. Всего их шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Евразия- самый большой материк. Австралия- самый маленький материк. Давайте найдем их на карте. Определим их географическое положение (в каком полушарии). Если вы услышите вопрос: что больше- остров или полуостров, то можете сказать, что остров. Потому что, скажите вы, остров- это целый остров, а полуостров- только половина острова. Но это не так. Посмотрите на карту. На самом севере Америки есть самый большой в мире остров Гренландия. А возле самой Африки лежит Аравийский полуостров. Если сравнить с самым большим островом, то мы увидим, что хотя он и полуостров, а больше самого большого острова.
В чем же дело? Дело в том, что полуостров- это вовсе не половина острова. Он называется полуостровом потому, что не со всех сторон окружен водой. Остров- это часть суши, со всех сторон окруженная водой, а полуостров одной своей стороной присоединен к материку, так что с этой стороны у него не вода, а суша. Давайте найдем на карте еще острова и полуострова.
Вы знаете, что такое материк? Это тоже часть суши, со всех сторон окруженная водой, но ее не называют островом, потому что это очень большая часть суши.
Посмотрите материки раскрашены в желтые, зеленые и коричневые цвета. Кто знает, что означают эти цвета? (В зеленый цвет окрашены равнины, в коричневый- горы, а желтый- в пустыне).
А что это за синие пятна на материке (это моря и озера)
А что означают синие извилистые ниточки? (это реки)
Найдите их на карте.
Ребята, сегодня вы узнали почему такая разная окраска на карте и находили разные географические объекты.
А теперь попробуйте нарисовать своего карту, раскрасить горы и озера на ней, придумать названия.