Алла Елисеева
Серия дидактических пособий «Волшебные крышечки» в работе с детьми 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед МБДОУ, д/с №19
Елисеева Алла Вячеславовна.
г. Крымск
2014 г
Серия дидактических пособий «Волшебные крышечки»
в работе с детьми 3–7 лет
Основная цель любого обучения – получение результата, который напрямую зависит от интереса к этому обучению. Мой девиз: «Будет интересно, будет результативно!». Именно на создание интересного для детей обучения и направлена моя педагогическая,коррекционная и творческая работа. Эта цель заставляет постоянно быть в поиске, саморазвиваться и самосовершенствоваться, искать более интересные пути в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Серия дидактических пособий „Волшебные крышечки“ в работе с детьми 4–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Крышки. Игры из пластиковых крышечек
- Подготовительная группа
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Темочки
В связи с этим несколько лет назад мне пришла идея на создание серии дидактических пособий «Волшебные крышечки», помогающих в решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста, при обучении их грамоте и подготовке к школе в целом.
Каждая «дорожка», «планшет» наряду с конкретными задачами, направлена на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Серия дидактических пособий представляют собой пластмассовые планшеты, деревянные дорожки, деревянный домик, являясь эстетически привлекательным и, главное, надежным материалом для длительного применения в работе с дошкольниками.
• «Звукобуквенная дорожка»
• способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза слогов, слов,
• учит соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом или буквой,
• способствует закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии, определению последовательности звуков (букв) в слове,
• развитию мелкой моторики.
Пособие представляет собой деревянную дорожку (см. рис. 1). Наклеиваем в ряд «луночки» т. е. горлышки от бутылок, с завинчивающимися крышечками трёх (красный, синий, зелёный) цветов. Для выкладывания звуковых схем: слогов, слов крышки трёх цветов синий - согласный, красный – гласный, зелёный – мягкий. Для составления слов из букв на каждой крышечке наклеивается буква (если гласная – красным цветом, если согласная – синим или зеленым). Или картинка – символ по методике Ткаченко.
Варианты заданий.
1. Выложить звуковую схему заданного слога, слова на слух.
Цель: учить соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом, т. е. дифференцировать гласные и согласные звуки
2. Произнести слово по звукам.
Цель: учить определять последовательность в слоге, слове звуков, закреплять счёт, определять больше, меньше. Например: «Сколько всего звуков ты услышал?», «Каких звуков больше гласных или согласных?», «Какой звук перед «А», после, между и т. д.
3. Выложить слово из букв, символов.
Цель: учить соотносить конкретный звук в слове с определенной буквой.
Детям предлагается составить слово, представленное на картинке, с помощью крышечек с изображением букв или символов
4. Для тренировки памяти предлагаю накрутить крышки по цвету в определённой последовательности, ребёнок запоминает цветовой рисунок, аналогично запоминаем ряд символов, букв, картинок. Прошу малыша закрыть глаза, а в этот тот момент, я убираю любую фишку, открыв глаза, спрашиваю «Что пропало?»
Важно заметить на каждой дорожке первая «луночка» больше по размеру чем остальные, здесь делаем акцент на то, что это первый звук, и если мы будем писать, первое слово мы напишем тоже с большой буквы
«Домик звуков»
• способствует развитию звукового и слогового анализа слов, закреплению зрительного образа букв,
• совершенствованию мелкой моторики пальцев рук.
Пособие представляет собой деревянный планшет в форме многоэтажного дома, для того, чтобы навык у ребёнка закреплялся не на трёх словах, дабы избежать определения места звука наугад.
1. Ребёнок берёт крышку – картинку произносит название предмета, определяя место заданного звука, в слове накручивая крышку на нужную лунку, предварительно изучив, что первый ряд -«подъезд» – это начало слова, второй – середина слова, третий – конец слова.
2. Познакомить с графическим изображением данного звука, т. е. с буквой.
Цель этой работы легко научиться, определять местоположение заданного звука в слове (звуковой разбор каждого слова подкрепляется зрительной опорой на схему или слово. В то же время с помощью данного пособия можно отработать и слоговой анализ, если включить задания на нахождение самого длинного или самого короткого слова среди предложенных картинок, разбор каждого слова по слогам.
3. «Игровой планшет»
1. Пособие представляет собой пластмассовое поле с наклеенными «лунками» горлышками от бутылок. Крышки по количеству «лунок» с наклеенными внутри крышек картинками :
- по лексическим темам
- по автоматизации звуков
- с цифрами
- с геометрическими фигурами
Игры способствуют формированию мелкой моторики рук; отработке слоговой структуры слова; лексико – грамматического строя речи; развивает внимание, наблюдательность и зрительную память; способствует автоматизации и дифференциации изучаемого звука.
• «Найди лишнего»,
• «Назови ласково»
• «Разложи по группам»,
• «Подбери признак», «Действие»
• «Найди детёныша»,
• «Проговори и не ошибись»,
• «Найди картинку, в названии которой нет звука…
2. Пособие представляет собой пластмассовое поле с наклеенными «лунками» горлышками от бутылок на расстоянии 5-7 см., одна отдельно от всех. На крышке сверху наклеена буква, или картинка символ, ребёнок проговаривает слоги в прямом и в обратном порядке, в зависимости от резинок, проведённых от одной буквы к другой соответственно красная резинка начинаем произношение слога с гласной буквы или символа звука, синяя с согласной…
Очень важно следить, чтобы буква Ш, читалась с буквой Ы обратно ЫШ.
Для развития мелкой моторики, мышления, памяти, восприятия у детей с нарушениями речи было придумано такое пособие :
4. Чудо планшет «Познавай- ка»
1. На планшет прикреплено 6 «лунок» от бутылок на крышки наклеены картинки-лягушки основных цветов и оттенков, (красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, фиолетового, внутри «лунки» геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб) таких же цветов. Внутри лунки под крышкой лежат такого же цвета предметы (звёздочка, шарик, вагончик и т. д.). На первом занятии задача ребенка состоит в том, чтобы познакомиться с картинками, уточнить цвет. На следующем занятии задача усложняется: нужно навести порядок с картинками и крышками, вытащить картинки и крышки перемешать, а ребёнок всё сгруппирует по цвету. Затем задание снова усложняется, перед ребенком выкладывается схема, к синему квадрату – красный шарик, и зелёная крышка – лягушка, каждый раз цепочка картинок увеличивается (варианты заранее подготовлены ввиде картотеки). На каждом занятии ребенку предлагается новая схема.
2. Также с геометрическими фигурами «Собери все жёлтые фигуры» (группировка по цвету, или «Собери только квадраты (группировка по форме)
3. Еще одним вариантом будет соотнесение цифры с количеством предметов. В лунке определенное количество предметов, а на крышке цифра ребёнок считает, ищет крышку с соответствующей цифрой и прикручивает её.
4. Также на зрительное восприятие игра
«Найди по тени животного, насекомого", варианты игр могут быть различные.