Получи документы

Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору (12 фото)

Ольга Качалка
Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору
▼ Скачать + Заказать документы

Декоративно-прикладное искусство и фольклор имеют огромное воспитательное значение в развитии личности ребёнка, так как знакомство детей с декоративно-прикладным искусством и фольклором осуществляется через все виды детской деятельности. Например, для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковским, филимоновским, богородским, матрёшкам, придумывать сказки.

Темочки:

Изделия народных мастеров помогают воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальной деятельностью.

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства имеет свои особенности бытования и восприятия, поэтому организация творческой деятельности детей требует заранее своей подготовки, в рамках которой происходит знакомство с видами декоративного искусства и с образным языком, а самое главное – со смыслом и символами декоративно-прикладного искусства.

Поэтому нами апробирован цикл занятий по восприятию предметов прикладного искусства. С методикой проведения одного из них мы вас познакомим.

Итак, вашему вниманию представляется занятие «У самовара…»,

целью

которого является знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством, а также продолжение знакомства с жанровой живописью, портретом, натюрмортом.

Задачи:

- На примере разных жанров и видов искусства показать особенности некоторых национальных традиций (встречи гостей, праздников, застольных обычаев, украшения пространства жилища, сервировки стола) и выразительность создаваемых художниками и народными умельцами образов.

- Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.

- Поощрять отражение впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве.

- Активизировать использование слов и словосочетаний: традиции, встреча гостей, сервировка стола, убранство дома.

Зрительный ряд

к занятию представляет собой фотофрагменты, изображающие разные виды и жанры изобразительного искусства : натюрморт, портрет, жанровая картина, роспись на посуде.

В течение двух недель ведётся подготовка к занятию. В первую очередь, это совместная работа с родителями по организации выставки, на которой представлены репродукции картин по теме занятия, а также предметы быта, исполненные в определённом виде декоративно-прикладного искусства (например, хохлома).

Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору

В начале занятия сообщается детям, что их пригласили на чай, уточняется, что на Руси всегда были рады гостям: накрывали на стол, готовили изысканные угощения, празднично одевались.

Дети приветствуют друг друга, по очереди принимая роли хозяина, хозяйки и гостей.

Фото №1 Например для развития речи изделия

В процессе рассматривания картины С. Ю. Жуковского «Пасхальный натюрморт», используется метод «Акцентирования деталей» : что изображено на картине, как расположены предметы, какие они по форме, цвету, где и когда можно наблюдать подобное.

Фото №2 Темочки Народные промыслы игрушки прикладное творчество Русская народная культура фольклор Русский фольклор

При рассматривании картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем» предлагаем детям описать героиню произведения, придумать, о чём она может думать, какой вкус у чая, арбуза, яблок и фруктов.

С помощью игры «Говорящие детали» обращаем внимание на других «героев» произведения. Например самовар и кошка, находим детали, похожие по цвету (головной убор, расписные ворота, купола храма, небо; или яблоки, арбуз, блики на балясинах).

Фото №3 Художники веками наблюдали мир животных красоту птиц разнообразие растений видели и чувствовали гармонию природы

Картина-загадка К. А. Коровина «Чаепитие на веранде» заставляет задуматься о том, к какому жанру относится эта картина. Повторяем жанр «портрет» и добавляем, что это жанровая картина

Рассматривая эту картину, используем игровой метод «Подбери слово», направленный на развитие синестезии, то есть просим детей выбрать из предложенных эпитетов одно слово. Например, какая это картина: просторная или тесная? (Просторная, так как много пространства, воздуха, света.)

Фото №4 В узорах декоративных росписей характерных для различных народных промыслов соблюдается определённый ритм симметрия счётность в исполнении орнамента

Рассматривая предметы народных промыслов с целью обогащения восприятия произведений, уточнятся, что убранству стола всегда придавалось большое значение, на экране – все слайды, обращаем внимание, что стол должен быть красиво «наряжен». Для этого яркими узорами украшалась скатерть, расписывалась посуда.

Фото №5 Это дает материал для развития элементарных математических представлений Фото №6 Русская народная культура фольклор Русское народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором обычаями и обрядами народными праздниками народной музыкой

В ходе занятия используются элементы хореографии и театрализации для формирования опыта образного восприятия, например, танец «Пых-пых, самовар» (муз. Давида Тухманова, сл. Юрия Энтина).

Фото №7 Следовательно ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальной деятельностью

В процессе театрализованной игры «Гости у праздничного стола» используем «Чайные частушки» :

Самовар блестит кипя,

И чаёк в нём пенится,

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице! и др.

Фото №8 Поэтому нами апробирован цикл занятий по восприятию предметов прикладного искусства

Приглашаем родителей «побывать» гостями, дети накрывают на стол, вспоминают пословицы и поговорки о самоваре:

«Приходите к чаю, пирогами угощаю»

«Чай пить – по душам говорить»

«Чай крепче, если он с добрым другом разделён»

По окончании занятия вспоминаем, какие традиции чаепития им запомнились, понравились, как эти традиции передавали художники.

Фото №9 С методикой проведения одного из них мы вас познакомим

Ну, а самые яркие впечатления дети отразили в изобразительной деятельности.

Фото №10 Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям Фото №11 Поощрять отражение впечатлений переживаний ассоциаций в продуктивных видах деятельности игре речевом творчестве
Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 14:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Качалка (УИ 67260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД