Ольга Качалка
Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство и фольклор имеют огромное воспитательное значение в развитии личности ребёнка, так как знакомство детей с декоративно-прикладным искусством и фольклором осуществляется через все виды детской деятельности. Например, для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковским, филимоновским, богородским, матрёшкам, придумывать сказки.
Темочки:
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
Изделия народных мастеров помогают воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальной деятельностью.
Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства имеет свои особенности бытования и восприятия, поэтому организация творческой деятельности детей требует заранее своей подготовки, в рамках которой происходит знакомство с видами декоративного искусства и с образным языком, а самое главное – со смыслом и символами декоративно-прикладного искусства.
Поэтому нами апробирован цикл занятий по восприятию предметов прикладного искусства. С методикой проведения одного из них мы вас познакомим.
Итак, вашему вниманию представляется занятие «У самовара…»,
целью
которого является знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством, а также продолжение знакомства с жанровой живописью, портретом, натюрмортом.
Задачи:
- На примере разных жанров и видов искусства показать особенности некоторых национальных традиций (встречи гостей, праздников, застольных обычаев, украшения пространства жилища, сервировки стола) и выразительность создаваемых художниками и народными умельцами образов.
- Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.
- Поощрять отражение впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве.
- Активизировать использование слов и словосочетаний: традиции, встреча гостей, сервировка стола, убранство дома.
Зрительный ряд
к занятию представляет собой фотофрагменты, изображающие разные виды и жанры изобразительного искусства : натюрморт, портрет, жанровая картина, роспись на посуде.
В течение двух недель ведётся подготовка к занятию. В первую очередь, это совместная работа с родителями по организации выставки, на которой представлены репродукции картин по теме занятия, а также предметы быта, исполненные в определённом виде декоративно-прикладного искусства (например, хохлома).
В начале занятия сообщается детям, что их пригласили на чай, уточняется, что на Руси всегда были рады гостям: накрывали на стол, готовили изысканные угощения, празднично одевались.
Дети приветствуют друг друга, по очереди принимая роли хозяина, хозяйки и гостей.
В процессе рассматривания картины С. Ю. Жуковского «Пасхальный натюрморт», используется метод «Акцентирования деталей» : что изображено на картине, как расположены предметы, какие они по форме, цвету, где и когда можно наблюдать подобное.
При рассматривании картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем» предлагаем детям описать героиню произведения, придумать, о чём она может думать, какой вкус у чая, арбуза, яблок и фруктов.
С помощью игры «Говорящие детали» обращаем внимание на других «героев» произведения. Например самовар и кошка, находим детали, похожие по цвету (головной убор, расписные ворота, купола храма, небо; или яблоки, арбуз, блики на балясинах).
Картина-загадка К. А. Коровина «Чаепитие на веранде» заставляет задуматься о том, к какому жанру относится эта картина. Повторяем жанр «портрет» и добавляем, что это жанровая картина
Рассматривая эту картину, используем игровой метод «Подбери слово», направленный на развитие синестезии, то есть просим детей выбрать из предложенных эпитетов одно слово. Например, какая это картина: просторная или тесная? (Просторная, так как много пространства, воздуха, света.)
Рассматривая предметы народных промыслов с целью обогащения восприятия произведений, уточнятся, что убранству стола всегда придавалось большое значение, на экране – все слайды, обращаем внимание, что стол должен быть красиво «наряжен». Для этого яркими узорами украшалась скатерть, расписывалась посуда.
В ходе занятия используются элементы хореографии и театрализации для формирования опыта образного восприятия, например, танец «Пых-пых, самовар» (муз. Давида Тухманова, сл. Юрия Энтина).
В процессе театрализованной игры «Гости у праздничного стола» используем «Чайные частушки» :
Самовар блестит кипя,
И чаёк в нём пенится,
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице! и др.
Приглашаем родителей «побывать» гостями, дети накрывают на стол, вспоминают пословицы и поговорки о самоваре:
«Приходите к чаю, пирогами угощаю»
«Чай пить – по душам говорить»
«Чай крепче, если он с добрым другом разделён»
По окончании занятия вспоминаем, какие традиции чаепития им запомнились, понравились, как эти традиции передавали художники.
Ну, а самые яркие впечатления дети отразили в изобразительной деятельности.