МААМ-картинки

Сенсорные эталоны дошкольников

Игумнова Наталья
Сенсорные эталоны дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорные эталоны дошкольников : понятие, виды.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный

А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем

формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны - это

выработанные человечеством представления об основных разновидностях

каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их

положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков

Публикация «Сенсорные эталоны дошкольников» размещена в разделах

времени и т. п. Они возникли в ходе исторического развития человечества и

используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых

устанавливаются и обозначаются соответствующие свойства и отношения [].

В детском саду основное содержание сенсорного воспитания

составляет ознакомление с восприятием цветы, формы и величины.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые

хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,

фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета, которые

расположены в спектре в строгой последовательности от красного к

фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны.

Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный

между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок (красно - оранжевый,

желто - зеленый). Хроматические цвета делятся на две группы: теплые (от

красного до желтого, холодные (от зеленого до фиолетового). Вначале у

детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном

цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На

первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а

шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом.

Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период,

когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых

тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных.

Эталонами формы служат геометрические фигуры, их усвоение

предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом,

треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции. Однако во

всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму,

назвать ее и действовать с нею, а не производить её анализ. Разновидности

геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с

разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по

соотношению сторон, а также прямоугольные, остроугольные и

тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на

глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а

названия разновидностей не даются). Особое значение имеет вопрос о

целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов

плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры

являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают

наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его

контур и могут быть использованы в качестве образцов для восприятия формы и объемных и плоскостных предметов. Круг, например, выражает

особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в

процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно

плоскостные фигуры. Введение же объемных фигур может вызвать лишь

дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина -

относительное свойство, её точное определение производится при помощи

условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в

их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, при чем за

основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то

время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных

предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая

задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая

в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не

всегда пользуемся метрической системой (хотя её применение вполне

возможно).

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места,

занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это

собака, которая больше большинства других собак. Но при этом, она намного

меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины

выступают представления об отношениях по величине между предметами,

обозначаемые словами. Указывающими на место предмета в ряду других

(«большой», «маленький», «самый большой» и т. д)[].

Виды сенсорных эталонов представляют собой не просто набор

отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства

расположены в определенной последовательности и различаются по строго

определенным признакам. Формирование сенсорных эталонов происходит в

процессе сенсорного воспитания. Вне его дети усваивают только отдельные

эталоны. Формирование отдельного эталона обеспечивает ребенку точное

восприятие только свойств тех предметов, которые с этим эталоном

совпадают, другие ж разновидности свойств, для которых эталоны не

усвоены, воспринимаются не точно и ошибочно. В формировании и

применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий

характер развития детского восприятия, его обусловленность усвоением

общественного опыта[6].

Таким образом, к сенсорным эталоном дошкольников относят эталоны

цвета, формы и величины.

Публикации по теме:

Сенсорные игрушки «Дорожки для пальчиков»Сенсорные игрушки «Дорожки для пальчиков» Развивающая игрушка – Сенсорные дорожки для пальчиков. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие.

Сенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 летСенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 лет Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетраПальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра .

Сенсорные дорожки для пальчиковСенсорные дорожки для пальчиков Всем известно, что развивать мелкую моторику очень важно для развития речи. Мелкая моторика формируется постепенно, это индивидуальный процесс.

Сенсорные доскиСенсорные доски У НАС БЫЛ КОРИДОРЧИК ИЗ РАЗДЕВАЛКИ В ГРУППУ ОЧЕНЬ СКУЧНЫЙ И УЗКИЙ И МЫ ЕГО РЕШИЛИ ПУСТИТЬ В ДЕЛО) Наша группа всегда ясельная и поэтому.

Сенсорные игры, изготовленные своими рукамиСенсорные игры, изготовленные своими руками Методическое пособие «Сенсорные игры, изготовленные своими руками». Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с.

Сенсорные игры в первой младшей группе .

Сенсорные коробочкиСенсорные коробочки Сенсорные коробочки «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений.

Сенсорные мешочки для дошкольниковСенсорные мешочки для дошкольников Совершенно точно нет ни одной мамы, которая бы не знала что означает слово “сенсорный” и как это относится к ее малышу. И почти нет мам,.

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки»Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки» Татьяна МаликоваДидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) игрушки» Цель пособия: развитие тактильных ощущений ребёнка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорные эталоны дошкольников
Опубликовано: 21 января 2023 в 12:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорные эталоны дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Игумнова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД