Игумнова Наталья
Сенсорные эталоны дошкольников
▼ Скачать
Сенсорные эталоны дошкольников : понятие, виды.
Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный
А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем
формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны - это
выработанные человечеством представления об основных разновидностях
каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их
положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков
Публикация «Сенсорные эталоны дошкольников» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
времени и т. п. Они возникли в ходе исторического развития человечества и
используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых
устанавливаются и обозначаются соответствующие свойства и отношения [].
В детском саду основное содержание сенсорного воспитания
составляет ознакомление с восприятием цветы, формы и величины.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые
хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета, которые
расположены в спектре в строгой последовательности от красного к
фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны.
Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный
между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок (красно - оранжевый,
желто - зеленый). Хроматические цвета делятся на две группы: теплые (от
красного до желтого, холодные (от зеленого до фиолетового). Вначале у
детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном
цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На
первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а
шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом.
Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период,
когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых
тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных.
Эталонами формы служат геометрические фигуры, их усвоение
предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом,
треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции. Однако во
всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму,
назвать ее и действовать с нею, а не производить её анализ. Разновидности
геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с
разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по
соотношению сторон, а также прямоугольные, остроугольные и
тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на
глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а
названия разновидностей не даются). Особое значение имеет вопрос о
целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов
плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры
являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают
наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его
контур и могут быть использованы в качестве образцов для восприятия формы и объемных и плоскостных предметов. Круг, например, выражает
особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в
процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно
плоскостные фигуры. Введение же объемных фигур может вызвать лишь
дополнительные трудности.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина -
относительное свойство, её точное определение производится при помощи
условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в
их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, при чем за
основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то
время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных
предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая
задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая
в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не
всегда пользуемся метрической системой (хотя её применение вполне
возможно).
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места,
занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это
собака, которая больше большинства других собак. Но при этом, она намного
меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины
выступают представления об отношениях по величине между предметами,
обозначаемые словами. Указывающими на место предмета в ряду других
(«большой», «маленький», «самый большой» и т. д)[].
Виды сенсорных эталонов представляют собой не просто набор
отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства
расположены в определенной последовательности и различаются по строго
определенным признакам. Формирование сенсорных эталонов происходит в
процессе сенсорного воспитания. Вне его дети усваивают только отдельные
эталоны. Формирование отдельного эталона обеспечивает ребенку точное
восприятие только свойств тех предметов, которые с этим эталоном
совпадают, другие ж разновидности свойств, для которых эталоны не
усвоены, воспринимаются не точно и ошибочно. В формировании и
применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий
характер развития детского восприятия, его обусловленность усвоением
общественного опыта[6].
Таким образом, к сенсорным эталоном дошкольников относят эталоны
цвета, формы и величины.