Елена Соколова
Сенсорные игры, изготовленные своими руками
▼ Скачать
Методическое пособие
«Сенсорные игры, изготовленные
своими руками».
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми. Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: бельевые скрепки, резинки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме.
Публикация «Сенсорные игры, изготовленные своими руками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Цель пособий:
развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.
Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.
Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.
Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве, как группы, так и на прогулке.
СЕНСОРНЫЙ КУБ
Актуальность пособия.
Сенсоматорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития. Дошкольный возраст – время первоначального знакомства с окружающей действительностью. Главной составляющей умственного воспитания детей, является сенсорное развитие. Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений между предметами. Так же очень важным является развитие мелкой моторики рук. Основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому я решила реализовать все эти задачи через создание развивающих и занимательных игр в виде куба.
Цель
: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, память, воображение, мелкую моторику, учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Описание пособия: Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. Одновременно в него могут играть несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются жгутами. На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, шнурки для плетения косичек, цветные прищепки для закрепления основных цветов, разноцветные кружки для расстёгивания и застёгивания пуговиц, найди (или разложи по цвету) свой домик для каждой бамбушки.
Сенсорная полянка «Расстегни-застегни цветочек».
Цель:
использовать коврик для развития мелкой моторики,
тактильного восприятия и получения положительных эмоций.
Ход игры.
На полянке есть пришитые пуговицы. Задача ребенка расстегнуть и застегнуть цветок.
Играя ребёнок развивает мелкую моторику. Учиться самообслуживанию.
У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Ценность этой игры в том, что всё цветочки на полянке можно отстегнуть и подержать в руках, а затем вновь разместить на полянку. Полянка безопасная, мягкая на ощупь, легко можно постирать.
Коврик учит сравнивать по количеству один – много. Коврик можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей (манипуляция различными предметами) и в индивидуальной работе с ребёнком. Находит применение в образовательных областях познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ «ГЕОМЕТРИК»
Цель пособия:
развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики, помогает запомнить геометрические фигуры, свободно ориентироваться на плоскости.
Пособие выполнено из деревянной доски. На поверхности доски расположены по цветам силовые кнопки. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек.
Младший дошкольный возраст. Дети осваивая игру, просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу.
Старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные фигуры. Игровая деятельность строится на основе сказочного сюжета.
Уникальная методика "рисования резинками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость, воображение.
ИГРА СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные палочки.
Актуальность
: Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Чтобы ребёнок успешно освоил начальную программу пред математического образования, он должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой. Работа со счетными палочками позволяет перевести практические, внешние действия на внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.
Таким образом, моделируя число с помощью этого «конструктора», ребенок начинает, сам того не замечая, решать математические простейшие задачи. В его понимании формируется представление о числе на основе измерения.
Цель:
развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Игры с цветными счетными палочками можно проводить как на групповых, так и на индивидуальных занятиях с детьми. Для проведения игр понадобятся: цветные счётные палочки (15-20 штук на каждого ребенка).
В младшем дошкольном возрасте упражнения выполняются совместно с взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Обязательным условием в этом возрасте является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
«ВСТАВЬ ПРАВИЛЬНО ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ»
Цель:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
закреплять умения выделять цвет;
определять форму, величину;
группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
закреплять знания детей в названиях геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал;
учить различать количество предметов;
упражнять детей в счете от одного до пяти.
Актуальность пособия:
Пособие представляет собой за ламинированные красочные картинки (фрукты) из бумаги, внутри картинки ячейки в виде геометрических фигур. Каждый ячейка соответствует разным геометрическим формам (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, которые необходимо закрыть определенной геометрической фигурой, ориентируясь на цвет, величину. Вкладыши, которыми заполняются ячейки, также выполнены из ламинированной бумаги. Пособие создано таким образом, что дети могут закрепить свои знания о названиях геометрических форм, цвете, величине; упражняться в счёте. Данное пособие позволяет развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память, любознательность, усидчивость.