Елена Потапова
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание, является основой умственного развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель) и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. П. Усова и т. д.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, является результатом их переработки.
При сенсорном развитии у ребенка формируются представления о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте происходит постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человеком.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормально общего развития ребенка.
На втором-третьем году жизни основная задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребенка начинаются накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, такими формами как круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Начиная с трех лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.
Одной из важных задач сенсорного развития является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выбраны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.
Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Видя объект ребенок обследует его. Обучение обследованию предметов проводится с учетом возраста детей:
Младшим даются предметы более простые по форме, окрашенные в основные цвета, без лишних деталей.
Старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала).
Выделяют 3 периода освоения сенсорных эталонов :
1 период: 0-2 года. Это период сенсорных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов: форму, величину, расстояние.
2 период: длится до 5 лет.
Происходит ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами (эталоны цвета, формы, величины, эталоны слухового восприятия, вкуса)
3 период: от 5 лет и старше – ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая; яблоко как шар и т. д.
Для сенсорного развития важно, чтобы была хорошо организована предметно-развивающая среда. Должны бать представлены различные игры и оборудование для
- развития мелкой моторики и речи;
- восприятие формы и величины;
- формирование цветового восприятия;
- слухового развития;
- тактильных ощущений и обоняния;
- художественно-твоческого развития;
- элементарного экспериментирования;
- развитие интеллектуальных и конструктивных способностей.
Давайте рассмотрим игры, которые можно использовать для сенсорного развития.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относится тактильная чувствительность, ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и т. д.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурной поверхностью (пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые). Можно использовать тактильные альбомы из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, бархатную и гофрированную, наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Можно играть с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно играть с различными крупами: опускать руки в коробку с крупой и искать спрятанную маленькую игрушку.
Зрительное восприятие
Основные параметры зрительного восприятия : цвет, форма, величина.
Развитие слухового восприятия развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.