Елена Денисова
Сенсорное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Ощущения – это простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающей среды, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения – это важнейший источник информации о внешнем мире и собственном теле.
Существуют четыре вида ощущений:
1) Слуховые ощущения – ощущение звука;
Публикация «Сенсорное воспитание дошкольников» размещена в разделах
2) Обоняние – ощущение запаха;
3) Вкусовые ощущения – человек ощущает 4 модальности: сладкое, солёное, кислое, горькое. Все остальные ощущения вкуса – разнообразные их сочетания.
4) Осязание – тактильные ощущения или кожная чувствительность (это ощущения давления, боли, тепла и холода.
Восприятие отличается от ощущений – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения.
Развивать анализаторы – значит научить ребёнка обследовать предметы (такие обследовательские действия в психологии называются перцептивными)
Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие.
Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоилисенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).
Свойства предметов разнообразны, но выделяют наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники :
1. Система мер веса;
2. Система мер длины;
3. Система направлений;
4. Система геометрических фигур;
5. Система цвета;
6. Система величины;
7. Система звуков;
8. Система запахов;
9. Система фактуры.
Усвоение таких сенсорных эталонов – процесс очень длительный. Усвоение этих эталонов позволяет развивать ребёнка во всех направлениях, но главное – у ребёнка происходит умственное развитие и развитие речи.
Можно выделить этапы освоения сенсорных эталонов детьми :
I. Этап освоения сенсорных предэталонов (это яркие особенности предметов – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.). Длится этот этап со второй половины первого года жизни до первой половины третьего года жизни.
II. Знакомство с предметными эталонами через сравнение. Например, ребёнок усваивает цвета, через сравнения с какими-нибудь знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом. Например, жёлтый – как лимон, или зелёный – как травка, или оранжевый – как апельсин и т. д. Ещё один пример, ребё нок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый, как мяч; квадратный, как кубик; треугольный, как ёлка; овальный, как яйцо и т. д. Этот этап длится с трёх до семи лет.
III. Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами. Например, солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Эталоном цвета является семь цветов спектра и их оттенки, для слухового восприятия – звуковысотная шкала (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и звуки родного языка. Длится этот этап от шести до семи лет.