Светлана Чекмарева
Сенсорное воспитание детей раннего возраста «Примерное планирование занятий по сенсорному восприятию от 1 года до 2-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Период сенсорной активности начинается у ребенка с 3 – х месяцев.
От 3 – х месяцев до 4,5 месяцев у ребёнка возникает этап, который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако, действия всё ещё носят рефлекторный, то есть случайный, характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребёнок удерживает игрушку в руке, если взрослый вкладывает её в ладонь. В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, их положение в пространстве, звуковые свойства.
Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста „Примерное планирование занятий по сенсорному восприятию от 1 года до 2-х лет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С 4,5 месяцев до 7 месяцев для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта, умение привести предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может отбросить вещь в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звучание.
С 7 до 10 месяцев у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве. Он выполняет двухактные действия: снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизить их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробочки и т. п. малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Появляется привалирование функции одной руки, как правило, правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого.
С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев у детей наблюдается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). У них наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, а также отмечается обобщение и перенос действия на новые объекты. На протяжении этого периода совершенствуются действия руки малыша: кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.
Основная задача сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. С момента формирования хватательных движений к этой задаче присоединяется ещё одна – развитие умения приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение.
На втором – третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. А это значит, что следует знакомить его со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ
(от 1 года до 2 – х лет)
Ориентировка в величине
Занятия с матрешками
Первый этап (для детей от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).
Занятие с двумя матрешками (одна матрешка раскрывается, другая - нет)
Цель занятия :
• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;
• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой.
Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).
Методические приемы:
Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т. е. действует рукой ребенка.
Второй этап (для детей от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).
Занятие с двумя матрешками (обе раскрываются)
Цель занятия :
• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;
• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой;
• учить детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него;
• учить последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую.
Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).
Методические приемы:
Воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует, надо дать ему возможность самому справиться с заданием.
Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)
Занятие с тремя матрешками (две матрешки раскрываются, третья - нет)
Цель занятия :
• развивать умение ориентироваться в 3 контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);
• формировать целенаправленные действия с матрешкой.
Материал: три матрешки – две раскрываются, третья – нет.
Методические приемы:
Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить головки матрешек ставить не у их оснований, а около меньшего основания большую, а возле большого основания – маленькую. В этой ситуации ребенок должен правильно сориентироваться.
Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).
Занятие с тремя матрешками (все матрешки раскрываются)
Цель:
• Ориентировка в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);
• Целенаправленные действия с матрешками;
• Учить выполнять словесные инструкции;
• Учить последовательно закрывать матрешки, учитывая величину.
Материал: три матрешки – все раскрываются.
Методические приемы:
Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Затем задание усложняется: дается словесная инструкция, которую ребенок выполняет самостоятельно.
Занятия с пирамидкой
Первый этап: (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).
Занятия с пирамидкой (4 – 5 колец, у которой кольца одинаковые.
Цель:
• развивать координацию рук;
• совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.
Материал: пирамидка из 4–5 колец одинаковой величины.
Методические приемы:
Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).
Второй этап: (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)
Занятие с пирамидкой (4 кольца, кольца 2 контрастных величин.
Материал: пирамидка из 4 колец 2 контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).
Методические приемы:
Воспитатель интонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.
Третий этап (для детей от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).
Занятие с пирамидкой (6 колец, кольца 3 контрастных величин
Цель занятия :
• развивать у ребенка ориентировку в предметах 3 контрастных величин;
• ввести понятие «поменьше».
Материал: пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца большие, 2 средние и 2 маленькие.
Методические приемы:
Воспитатель вводит новое понятие – «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое). Надев сначала большие кольца, затем поменьше и, наконец, маленькие кольца, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая она теперь неровная.
Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).
Занятие с пирамидкой, состоящей из 4–5 колец.
Цель:
• развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материал: пирамидка из 4–5 колец.
Методические приемы:
Пирамидку собирают из большой пирамидки, состоящей из 8 — 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
На занятиях, которые организуют с целью обучения детей ориентировке в форме предметов, предусматривается постепенное усложнение заданий. Рассмотрим это также поэтапно.
Ориентировка в форме
Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).
Занятие на развитие ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар – куб)
Цель занятия :
• учить детей ориентировке в форме предметов по образцу.
Материал: три шарика, три кубика одного цвета и одинаковой величины.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от других предметов, контрастной формы; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. Далее демонстрирует, как из кубиков сделать башню. Оставляя один кубик как образец, предлагает одному из детей найти в материале такие же и самому построить башню.
Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).
Занятие по упражнению детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия
Цель:
• упражнять в соотнесении формы предмета с формой отверстия.
Материал: «почтовый ящик», на крышке которого вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник - прямоугольник); предметы: шар, куб, кирпичик, призма.
Методические приемы:
Игра «Почтовый ящик». На крышке ящика вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник – прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Шар не должен входить в квадрат, а куб – в круг, только при этом условии ребенок сможет проверить правильность выполнения своих действий.
Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)
Занятие – игра «Найди коробке крышку»
Цель:
• учить ориентироваться в 4 – х формах предметов.
Материал: коробки разных форм (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы:
Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. Далее предлагает детям самим выполнить это задание (повторяется 2–3 раза).
В играх с коробками разной формы детям предлагают выбрать крышку из имеющихся у них в наборе к коробке. Действуя с крышками, малыши подбирают к коробке подходящую.
Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)
Занятие на развитие у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме
Цель занятия :
• учить подбирать предметы, близких по форме.
Материал: шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.
Методические приемы:
Подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме.
Ориентировка в цвете
Первый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)
Дидактическая игра «Оденем кукол»
Цель:
• подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Материал: кукла, варежки красного и синего цветов.
Методические приемы:
Воспитатель предлагает ребенку одеть кукле варежки. Кладет перед ребенком 4 варежки (две красного и две синего цвета). Надевает на одну руку варежку красного цвета, а на другую предлагает одеть ребенку. Если ребенок справился с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета. Также можно подобрать и другие парные предметы двух контрастных цветов (желтый - зеленый).