Султанова Вафа Дилавер кызы
Сенсорное развитие у детей ясельных групп как главная составляющая развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорный он же чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется очень с трудом.
Публикация «Сенсорное развитие у детей ясельных групп как главная составляющая развития» размещена в разделах
Что же дает нам сенсорное развитие? Прежде всего это любознательность ребенка, развитие сенсорного процесса, воспитание познавательного интереса, развитие мелкой моторики.
Сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств.
Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности.
Так, например, Л. А. Венгер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя - тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
В группе детей раннего возраста должны быть бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Такие игрушки должны быть сделаны из разнообразного материала, иметь различную фактуру, размеры, цвет, стимулировать выполнение действий. Хорошо, если в группе будут одинаковые наборы игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами
Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания.
1. Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойству и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
2. Сортеры, пирамидки, кубики и другие конструкторы подобного типа.
3. Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и конструкторов из различных материалов.
4. Сенсорные коробки с различным наполнением и различной тематики.
Игра «Пирамиды и кубики» Для изучения цветов подберите предметы одного оттенка, а для изучения формы отделите шарики от кубиков. Для изучения размера сложите пирамиду от меньших деталей к большим и наоборот. Обязательно проговаривайте все, что делаете.
Игра «Подбери чашки к блюдцам»
Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.