Алёна Куценко
Сенсорное развитие — фундамент общего умственного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Марии Монтессори. Она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов.
Публикация «Сенсорное развитие — фундамент общего умственного развития ребенка» размещена в разделах
Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)
Ананьев Б. Г. дает следующее определение. Сенсорная культура - это совокупность воспринимаемых и ощущаемых явлений действительности на эмоциональном уровне. Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» - восприятия, ощущений, представлений. Все это создает совокупность сенсорной культуры.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО прослеживается во всех образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – через развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством совместной деятельности со взрослым ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.