Батурина Екатерина
Методическая разработка занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста (1–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие Пляшущие тени
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход занятия
Эта игра проводится на прогулке.
В солнечную погоду обратите внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать затем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
Занятие Гуляем в темноте
Публикация «Методическая разработка занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста (1–3 года)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте.
Ход занятия
Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке) : «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно».
Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят.
По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло).
Занятие День и ночь
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте Ход занятия
Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, бегать, танцевать, играть, А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.
Занятие Тени на стене
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления
о свете и темноте.
Материалы. Настольная лампа.
Ход занятия
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу, направьте ее
свет на стену (лучше светлой однотонной окраски) и покажите
малышам несколько простых фигур. Например: «Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер, и дерево закачалось»).
«Собака». Соедините вместе выпрямленные пальцы. Сдвигая и
раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец, изобразите,
как лает собачка.
«Птица». Выпрямленные ладони рук скрестите в районе запястий —
получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и
вниз, изобразите, как летит птица.
«Гусь». Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палеи
должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая
пальцы, изобразите, как гусь открывает и закрывает клюв, щиплется.
Можно показать двумя руками, как дерутся гуси.
«Заяц». Сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный
и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»).
Изобразите, как зайчик скачет, танцует. Например:
«Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы;
пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону
(«подул ветер, и дерево закачалось»).
«Собака». Соедините вместе выпрямленные пальцы. Сдвигая и
раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец, изобразите,
как лает собачка.
«Птица». Выпрямленные ладони рук скрестите в районе запястий —
получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и
вниз, изобразите, как летит птица.
«Гусь». Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палеи
должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая
пальцы, изобразите, как гусь открывает и закрывает клюв, щиплется.
Можно показать двумя руками, как дерутся гуси.
«Заяц». Сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»). Изобразите, как зайчик скачет, танцует.
Занятие Фонарик
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы. Электрический фонарик.
Ход занятия
Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной ком-нате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.
Занятие Цветные кубики
Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).
Ход занятия
Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот
какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».
Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет.
Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти
им пары.
Занятие Наряжаем кукол
Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
Материалы. Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.
Ход занятия
Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (или юбочки, а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы.
В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.
Занятие Четвертый лишний
Цели. Закреплять знание цветов.
Материалы. Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках) :
желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
• зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
• красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;
• оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и пр.
Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.
Ход занятия
Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.
Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.
Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы. Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход занятия
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки.
Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них.
Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои
кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
Занятие Катится — не катится
Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.
Материалы, Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход занятия
Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может.
Зато у кубиков есть углы, потрогайте их»,
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол, друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам:
шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Занятие Фигуры играют в прятки
Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).
Ход занятия
Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки.
Давайте поможем им спрятаться в коробку».
Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в
соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.
Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.
Занятие Почтовый ящик
Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.
Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.
Ход занятия
Покажите детям коробку с прорезями (3-4 прорези) и геометрические фигуры.
Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик».
Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие.
Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.
Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.
Занятие Разложи фигурки по домикам
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты,
треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие коробочки.
Ход занятия
Это занятие проводится индивидуально.
Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу
разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры.
Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился. Давай переложим его в другую коробочку».
Занятие Спрячь в ладошке!
Цели. Познакомить с понятием величины.
Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты,
резиновые игрушки и др. ; по количеству детей).
Ход занятия
Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).
Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Занятие Накрой платком!
Цели. Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.
Ход занятия
Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помешался под платком, а большой — нет.
Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая.
Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день
рождения, спрятать кукол от Бабы-яги.
В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог:
«Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком.
А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие
игрушки прятать легче».
Занятие Накрой шляпой!
Цели. Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький.
Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной величины.
Ход занятия
Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помешаются только маленькие предметы.
Занятие Две коробки
Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
Материалы. Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера, соответствующие по размеру прорезям.
Ход занятия
Приведем пример игры с использованием шариков. Раздайте детям большие и
маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.
В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.
Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький — в маленькое».
Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте
результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой. кажется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!»
Занятие Веселые матрешки
Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).
Материалы. Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей).
Ход занятия
1-й вариант игры — «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».
Покажите детям, как разобрать и собрать матрешку. Затем раздайте детям матрешек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрешку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрешка».
В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек к фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней, поочередно прикладывая верхнюю часть матрешки к нижним частям (метод практического примеривания, пока не найдется часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного
соотнесения.
Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка.
Вот она. А где большая матрешка?»
Занятие Две башни
Цели. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.
Материалы. Кубики, маленькие игрушки.
Ход занятия
Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!»
Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни.
Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки.
Занятие Построй ворота Цели. Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности.
Материалы. Строительные наборы; машины различной величины (высокая, низкая, широкая, узкая).
Ход занятия
Дайте двум малышам по машине и попросите построить ворота для каждой из них.
Сначала предлагайте детям машины, отличающиеся только одним параметром: широкая и узкая или высокая и низкая. Впоследствии можно одновременно строить четыре и более
ворот для разных машин.
Если у кого-то из детей параметры ворот не соответствуют параметрам машины, то нужно предложить малышам попытаться построить ворота еще раз. В случае необходимости помогите детям построить ворота. Обязательно обыграйте результат.
Материалы. Две корзинки или две коробки; шишки.
Ход занятия
Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные.
В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».
Занятие Песочница
Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с
понятиями мало, много, больше, меньше, столько псе (одинаково).
Материалы. Песок, ведерки (одинакового и разного размера, совки.
Ход занятия
Эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям лва ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив
детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.
Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка.
Занятие Наполни кувшин
Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с
понятиями много, мало.
Материалы. Два пустых прозрачных кувшина, фасоль (или горох, семечки, гречка) в мешочке, кружка.
Ход занятия
Игра проводится индивидуально.
Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите: «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли».
Попросите малыша пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин, Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало».
Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду).
Можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3—5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них.
Занятие Бутылки Цели. Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Материалы. Пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2-3 шт.); вода (можно использовать подкрашенную воду).
Ход занятия
Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количество воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь покажите, в какой бутылке мало волы.»
Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину.
Занятие Лист бумаги
Цели. Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Материалы. Листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.
Ход занятия
Покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр. Затем раздайте ребятам листы бумаги и картонные изображения предметов и игрушек и попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги — это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку».
Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите внизу посередине».
Целостный образ предмета
Занятие Собери картинку из пазлов
Цели. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета; развивать внимание.
Материалы. Наборы крупных пазлов (деревянных, поролоновых, картонных) с простыми предметными изображениями.
Ход занятия
Для этой игры используйте пазлы, состоящие из небольшого количества деталей.
Дайте ребенку набор пазлов и предложите собрать из них целую картинку. В случае необходимости покажите, каким образом следует подбирать и соединять детали.
Занятие Собери картинку из кубиков
Цели. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Материалы. Наборы кубиков, из которых можно составлять простые предметные и сюжетные картинки (4—6 кубиков в наборе).
Ход занятия
Игра проводится индивидуально.
Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.
Развитие слухового восприятия
Занятие Тук-тук!
Цели. Развивать слуховое внимание.
Материалы. Кукла и другие игрушки.
Ход занятия
Сядьте вместе с детьми за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости».
Скажите детям, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать,
когда раздастся стук в дверь: «Я буду ГОТОВИТЬ угощение, а вы внимательно слушайте: когда раздастся стук в дверь, спросите: „Кто там?"»
Расстояние от источника звука до детей, а также силу стука можно постепенно менять.
Эту игру можно провести и с участием второго взрослого или ребенка постарше. В этом варианте игры взрослый или ребенок стучит в дверь и приводит с собой игрушку.
Занятие Веселый Петрушка
Цели. Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук.
Материалы. Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино,
дудочка, гармошка, ширма.
Ход занятия
Игра проводится индивидуально или с группой детей.
Объясните детям правила игры: «Сейчас к нам в гости придет веселый Петрушка. Он будет бить в бубен. Как только услышите звуки — повернитесь! Раньше времени поворачиваться нельзя!»
Встаньте за спиной у детей на расстоянии 2—4 м. Достаньте из-за ширмы Петрушку и ударьте в бубен. Когда дети поворачиваются. Петрушка «кланяется» и снова прячется. Игра повторяется. Тот, кто ошибся и повернулся не вовремя, выбывает из игры.
В ходе игры можно использовать разные музыкальные инструменты. Для того чтобы усложнить игру, можно увеличить расстояние от музыкального инструмента до детей.