Анастасия Имаева
Сенсорная комната в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом моей работы с сенсорной комнатой. Надеюсь, что вам это будет интересно, потому что я, когда начала работать педагогом-психологом, я не подозревала о её существовании и назначении. Путём проб и ошибок я открывала для себя сенсорную комнату, её потенциал не только для детей, но и для взрослых, в частности для воспитателей нашего детского сада, а также родителей наших воспитанников.
Публикация «Сенсорная комната в детском саду» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2024
Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, предназначенное для детей и взрослых со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, а также для всех людей, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия и улучшения качества жизни здоровых людей. Сочетание различных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает положительное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. Эффект от работ в сенсорной комнате может быть как успокаивающий, расслабляющий, так и тонизирующий, стимулирующий или восстанавливающий. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Но сейчас мы рассмотрим именно успокаивающий и расслабляющий эффекты от посещения сенсорной комнаты. Потому что мы с вами точно знаем как много в последнее время тревожных, замкнутых и гиперактивных детей. Также стресс — типичное явление в жизнедеятельности педагога. Работа педагога характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками и психоэмоциональным напряжением. Стресс также может способствовать эмоциональному выгоранию педагога. В моей практике есть воспитатель, которая приходит в сенсорную комнату просто посидеть. Т. е. она уложила детей на тихий час. И заходит ко мне минут на 15-20. Она просто садится и ей не требуется беседа. Я молча включаю оборудование и она сидит и словно «набирается сил». Именно по этим причинам наличие сенсорной комнаты в образовательном учреждении могло бы помочь справляться с нервным напряжением и тревожностью не только детям, но и взрослым. Сенсорная комната показана детям с :
• Признаки дезадаптации;
• Признаками задержки психоречевого развития;
• Ограниченными возможностями здоровья;
• Гиперактивностью;
• Нарушением концентрации внимания;
• Неврозами;
• Посттравматическим стрессовым расстройством.
Оборудование для сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока: релаксационный блок и активационный блок. но сегодня я расскажу именно о релаксационном оборудовании, которое я успела изучить, оценить и поделиться с вами своими наблюдениями.
Оборудование сенсорной комнаты, направленное на снятие психологической нагрузки Широкоформатный проектор.
При помощи проектора можно преобразовывать пространство, так как он несет в себе возможность создавать разнообразные сюжеты. Это прекрасный способ вводить детей в состояние визуальной релаксации. Они удобно устраиваются на ковре и мягких набивных креслах и расслабляются под действием видео и музыки. Возможности таких проекторов гораздо шире, чем у стандартных – они проектируют изображение на всю стену (можно регулировать формат изображения, а также на потолок и пол. Ни одна группа детей не остается равнодушными к красивым визуальным эффектам.
Потолочный модуль «Галактика».
При помощи световых эффектов несет следующие функции: релаксирующая, активация внимания, повышение познавательного интереса, развития фантазии и воображения. По моим наблюдениям данный прибор хорошо работает при медитации. Включаю расслабляющую музыку, дети ложатся на ковер и рассматривают космические эффекты от данного модуля. Носит скорее характер дополнительного оборудования для сенсорной комнаты.
• Фибероптические модули «Солнышко» и «Тучка».
Фибероптическое волокно — это источник света, который передаётся по тонким оптическим волокнам, создавая красивый и неповторимый световой эффект. Дети и взрослые могут получить удовольствие, наблюдая за игрой света, цвета и его плавным изменением. Такое зрелище способствует расслаблению и зрения, и эмоционального фона. Световая релаксация снимает умственное и физическое напряжение, улучшаются эмоциональный фон и психическое состояние ребенка. Я могу вам сказать с абсолютной уверенностью, что именно фибероптические волокна стали абсолютным фаворитом у детей среди всего оборудования сенсорной комнаты. Бесконечно прекрасный терапевтический эффект принесло «Солнышко» для многих детей с высоким уровнем тревожности.
Воздушно-пузырьковая колонна.
Всплывающие в воде многочисленные пузырьки воздуха образуют бесконечное множество причудливых сочетаний и форм. Показаниями к применению являются тревожные и депрессивные состояния, стрессовые расстройства, нарушении адаптации, гиперактивность. Абсолютно универсальное оборудование, которое подходит практически для всех групп детей. Вызывает огромный интерес у детей, они буквально "залипают" на эти водные пузырьки с рыбками. Очень хорошо показало себя это оборудование в работе с тревожными и гиперактивными детьми. Тревожные дети, долго сидят и наблюдают за колонной, чувствуется как они расслабляются. Очень эффективно применять перед занятием – т. е. дать возможность тревожным, скованным детям посидеть и понаблюдать. Если же говорить про гиперактивных детей, то воздушно-пузырьковая колонна также производит на них успокаивающий эффект. Но они в силу своих особенностей наблюдают за рыбками более активно – стучат по самой колонне, любят разглядывать себя в зеркале.
• Флуоресцентная LED – панель для рисования.
Это современные и оригинальные панели для письма и рисования со светящимся текстом или картинкой, нарисованной своими руками. Рисовать на этой панели нужно при помощи флуоресцентных маркеров. Рисунок дети могут наносить уже на включенную панель, или же потом ее включить после нанесения рисунка. Когда панель включена, создается ощущение, что рисунок стремится ожить и зажить свое самостоятельной историей. Данная панель прекрасно подходит для проективных методик, для изображение настроения, самочувствия, страхов и т. д. И что не мало важно – помогает именно эффективно выйти агрессивным и других негативным чувствам, получения материала для интерпретации и диагностических заключений, концентрация внимания на ощущениях и чувствах, развитие мелкой моторики, повышение самооценки.
Световой столик-планшет для рисования песком.
Не для кого не секрет, что песочная терапия очень важна в практике работы с детьми дошкольного возраста. Песок одно из любимых времяпрепровождений у наших деток. Помимо столика-планшета имеется также юнгианская песочница и надувная песочница для работы с кинетическим песком. Песок – универсальный инструмент, решающий множество коррекционных задач. По моим наблюдениям, если говорить именно о столике планшете, то он больше подходит детям старшего дошкольного возраста. Так как у малышей ещё слабо сформирован художественный навык, а основной вид деятельности – манипуляция с предметами, то они в основном просто рассыпают этот песок на пол, редко пытаются что-то изобразить пальчиком. Тогда как, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рисуют песком или на песке самые разнообразные сюжеты.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что сенсорная комната – это «Комната – доктор». Она способствует улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.