МААМ-картинки

Сенсорная интеграция как средство развития детей раннего дошкольного возраста

Ульяна Полушкина Александровна
Сенсорная интеграция как средство развития детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд.

Сегодня вашему вниманию хочу представить свою работу на тему: «Сенсорная интеграция, ка средство развития детей раннего дошкольного возраста»

2 слайд.

Публикация «Сенсорная интеграция как средство развития детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей особенно актуальна, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (всё реже мы ходим босиком, предпочитая различную обувь, кутаемся в слои одежды, редко ходим пешком). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения, слуха и сенсорное голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор, компьютер и всевозможные гаджеты.

3 слайд.

Автором теории сенсорной интеграции является детский эрготерапевт – Джин Айрес. «Прежде чем научиться читать и считать мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение».

4 слайд.

Что же такое сенсорная интеграция? Это организация, упорядочивание ощущений, необходимых для работы мозга; определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.

5 слайд.

Целью сенсорной интеграции является –предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы, т. е. наладить процесс совместной работы различных отделов нервной системы.

6 слайд.

Задачи сенсорной интеграции представлены на слайде.

Обогащение сенсорного опыта (получение различных ощущений) через воздействие на органы чувств;

Преодоление проблем сенсорного восприятия (дискомфорта, вызываемого конкретным стимулом - раздражителем);

Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия;

Развитие крупной и мелкой моторики у детей;

Развитие концентрации внимания;

Формирование необходимых навыков (следование вербальным инструкциям, самостоятельного выполнения серии заданий, зрительно-моторной координации).

7 слайд.

Дети с нарушением сенсорной интеграции могут иметь трудности с восприятием зрительных, звуковых, тактильных, и двигательных ощущений.

Они могут прийти в замешательство от яркого света, громкого шума или от

неожиданного прикосновения или движения. У них также могут быть проблемы с контролем, управлением и умением эффективно пользоваться своими мышцами. Эти проблемы требуют понимания и серьезной коррекции. Значительное отклонение от обычной последовательности развития сенсорной интеграции приводит к появлению проблем в разных сферах жизни, например:

– не происходит формирование навыков самообслуживания обычным путем;

– возникают сопротивление и агрессия;

– отказ от общения.

8 слайд.

Существуют причины нарушения сенсорной интеграции у детей, их мы с вами видим на слайде.

-Генетическая предрасположенность

- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции

- Родовые травмы

- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах

- Средовые факторы (экология)

- Нарушения нервно-психического развития

- Черепно-мозговые травмы

- Детский церебральный паралич (ДЦП)

- Расстройства аутистического спектра (РАС)

- Врожденный аутизм

А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

9 слайд.

Для выявления нарушений сенсорной интеграции и составления сенсорного профиля ребёнка родителям детей было предложено пройти анкетирование. Мной была проведена диагностика сенсорных систем детей. В результаты которой представлены на данном слайде.

10 слайд.

Так у детей моей группы (дети 2021 года рождения, первая младшая группа) наблюдались низкие показатели в освоении задач образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное» и «Физическое развитие».

11 слайд.

Сенсорная интеграция осуществляется благодаря сенсорным системам, их всего семь:

Вестибулярная система – система поддержания равновесия. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека.

Проприоцептивная система – система отвечающая восприятие собственной позы и движения. Она связана с рецепторами скелетно-мышечного аппарата, даёт информацию о каждом моменте движения, положении суставов, длине и напряжении мышц, участвующих в двигательном акте. Проприоцептивная чувствительность складывается из трех видов ощущений: положение, движение и усилие.

Тактильная система-отвечает за восприятие окружающего мира кожным покровом, кожной чувствительности позволяет получать и обрабатывать информацию о контактах с кожей: давление, вибрация, движение, температура и болевое раздражение.

Зрительная сенсорная система- процесс восприятия ряда свойств объектов и предметов (величины, формы, цвета, взаимного расположения в пространстве, расстояния между двумя объектами, это «окно в окружающий мир», позволяющее получать информацию с помощью зрения, например, о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и др.

Слуховая сенсорная система –система, позволяющая получать информацию из внешнего мира путем восприятием звуковых волн. Слух имеет важное значение в жизни человека, что в первую очередь связано с восприятием речи. Слух обеспечивает человеку получение информации из внешнего мира, способствует формированию адаптивных реакций, познавательной деятельности человека и является необходимым фактором развития речи и речевого общения.

Вкусовая сенсорная система (густаторная) в первую очередь отвечает за регуляцию пищевого поведения: выбор определенного вида пищи, формирование реакций предпочтения и т. д.

Обонятельная система (восприятие запахов) так же, как и вкусовая, является системой химического чувства. Назначение обонятельной системы – информировать организм о присутствии в окружающей среде (воздушной или водной) определенных химических соединений, выполняющих, как правило, сигнальную функцию. Обоняние выполняет защитную роль, принимает участие в пищевом поведении, регулирует эмоциональное состояние человека и т. д

Проявления вестибулярной дезинтеграции :

– ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями,

– не устает дольше других;

– неловок в спортивных играх;

– избегает пересекать среднюю линию тела;

Проявления гравитационной дезинтеграции :

– становится тревожным, будучи оторван от земли;

– боится упасть и высоты;

– пугается подъема по наклонной поверхности;

– избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);

– избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться, лежа на полу;

Проявления тактильной дезинтеграции :

– ребенок избегает чужих прикосновений;

– не любит мыть лицо, голову;

– не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует;

– крайне негативно переносит загрязнения рук;

– негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;

– не любит ходить босиком;

– особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;

– тревожится, если к нему подходят сзади;

Проявления зрительной дезинтеграции :

– с трудом собирает мозаику;

– не любит незнакомые места, боится потеряться;

– не может ровно резать по линии, заниматься поделками;

– не видит сходства или различия в узорах, рисунках или предметах;

Проявления слуховой дезинтеграции :

– не всегда отвечает на вопросы;

– неверно понимает обращенные слова;

– не может указать направление, откуда идет звук;

– не может смотреть и слушать одновременно;

– высокая чувствительность к шуму;

– выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают,

шумят, смеются.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, я подобрала ряд игр и упражнений.

12-13 слайд.

Для развития вестибулярной и проприоцептивных систем я применяю такие упражнения как:

Раскачивание на качелях или в гамаке.

Перекатывание со спины на живот.

Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги.

Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.

Балансирование на гимнастических мячах.

Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной поверхности Прыжки с маракасами в руках.

Игры с туннелями и палатками.

Имитация движений животных.

Движения под музыку.

Подражание позам и очерёдности движений.

Футбол бумажным пакетом.

Броски в цель бумажных снежков.

Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик,

матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек.

14 слайд.

Для развития тактильной сенсорной системы я первым делом создала «сенсорную коробку» (обычный контейнер, наполненный различными видами тканей, бумаги, дерева, мячиков, камней, природных материалов). Также были подготовлены емкости для игр с кинетическим и кварцевым песком, жидкостями; приобретены массажные коврики.

15 слайд.

В своей работе по развитию зрительной сенсорной системы я использую : карманные фонарики, цветные стёклышки, пластинки, бусины, пуговицы, калейдоскоп, разноцветные перья, мыльные пузыри, цветные прищепки, зеркальца, фигурки разных цветов.

16 слайд.

В развитии слуховой системы хорошими помощниками могут послужить погремушки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики; музыкально-дидактические игры ( например: «Иди на звук», «Кто издает такой звук», «Медленно и быстро» и т. д)

17 слайд.

Для того чтобы развивать обаняние, ребёнок должен получить как можно больше соотношений «предмет-запах», по-этому в первую очередь создала «банк запахов» это - флакончики с запахами; пакетики со

специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами и т. д.

18 слайд.

В развитии данной системы я использовала дидактические игры, например, «Узнай по вкусу», «Скажи какой на вкус»

19 слайд.

После того, как я начала активно стала использовать метод сенсорной интергации, у детей замечалась положительная динамика в развитии.

У некоторых появилась речь, движения детей стали четче и увереннее, на занятиях дети стали внимательней.

Так же, результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному развитию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция как средство развития детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 сентября 2024 в 21:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная интеграция как средство развития детей раннего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Полушкина Александровна (УИ 3138827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД