Ульяна Полушкина Александровна
Сенсорная интеграция как средство развития детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Сегодня вашему вниманию хочу представить свою работу на тему: «Сенсорная интеграция, ка средство развития детей раннего дошкольного возраста»
2 слайд.
Публикация «Сенсорная интеграция как средство развития детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей особенно актуальна, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (всё реже мы ходим босиком, предпочитая различную обувь, кутаемся в слои одежды, редко ходим пешком). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения, слуха и сенсорное голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор, компьютер и всевозможные гаджеты.
3 слайд.
Автором теории сенсорной интеграции является детский эрготерапевт – Джин Айрес. «Прежде чем научиться читать и считать мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение».
4 слайд.
Что же такое сенсорная интеграция? Это организация, упорядочивание ощущений, необходимых для работы мозга; определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.
5 слайд.
Целью сенсорной интеграции является –предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы, т. е. наладить процесс совместной работы различных отделов нервной системы.
6 слайд.
Задачи сенсорной интеграции представлены на слайде.
Обогащение сенсорного опыта (получение различных ощущений) через воздействие на органы чувств;
Преодоление проблем сенсорного восприятия (дискомфорта, вызываемого конкретным стимулом - раздражителем);
Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия;
Развитие крупной и мелкой моторики у детей;
Развитие концентрации внимания;
Формирование необходимых навыков (следование вербальным инструкциям, самостоятельного выполнения серии заданий, зрительно-моторной координации).
7 слайд.
Дети с нарушением сенсорной интеграции могут иметь трудности с восприятием зрительных, звуковых, тактильных, и двигательных ощущений.
Они могут прийти в замешательство от яркого света, громкого шума или от
неожиданного прикосновения или движения. У них также могут быть проблемы с контролем, управлением и умением эффективно пользоваться своими мышцами. Эти проблемы требуют понимания и серьезной коррекции. Значительное отклонение от обычной последовательности развития сенсорной интеграции приводит к появлению проблем в разных сферах жизни, например:
– не происходит формирование навыков самообслуживания обычным путем;
– возникают сопротивление и агрессия;
– отказ от общения.
8 слайд.
Существуют причины нарушения сенсорной интеграции у детей, их мы с вами видим на слайде.
-Генетическая предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
- Родовые травмы
- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
- Средовые факторы (экология)
- Нарушения нервно-психического развития
- Черепно-мозговые травмы
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутистического спектра (РАС)
- Врожденный аутизм
А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
9 слайд.
Для выявления нарушений сенсорной интеграции и составления сенсорного профиля ребёнка родителям детей было предложено пройти анкетирование. Мной была проведена диагностика сенсорных систем детей. В результаты которой представлены на данном слайде.
10 слайд.
Так у детей моей группы (дети 2021 года рождения, первая младшая группа) наблюдались низкие показатели в освоении задач образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное» и «Физическое развитие».
11 слайд.
Сенсорная интеграция осуществляется благодаря сенсорным системам, их всего семь:
Вестибулярная система – система поддержания равновесия. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека.
Проприоцептивная система – система отвечающая восприятие собственной позы и движения. Она связана с рецепторами скелетно-мышечного аппарата, даёт информацию о каждом моменте движения, положении суставов, длине и напряжении мышц, участвующих в двигательном акте. Проприоцептивная чувствительность складывается из трех видов ощущений: положение, движение и усилие.
Тактильная система-отвечает за восприятие окружающего мира кожным покровом, кожной чувствительности позволяет получать и обрабатывать информацию о контактах с кожей: давление, вибрация, движение, температура и болевое раздражение.
Зрительная сенсорная система- процесс восприятия ряда свойств объектов и предметов (величины, формы, цвета, взаимного расположения в пространстве, расстояния между двумя объектами, это «окно в окружающий мир», позволяющее получать информацию с помощью зрения, например, о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и др.
Слуховая сенсорная система –система, позволяющая получать информацию из внешнего мира путем восприятием звуковых волн. Слух имеет важное значение в жизни человека, что в первую очередь связано с восприятием речи. Слух обеспечивает человеку получение информации из внешнего мира, способствует формированию адаптивных реакций, познавательной деятельности человека и является необходимым фактором развития речи и речевого общения.
Вкусовая сенсорная система (густаторная) в первую очередь отвечает за регуляцию пищевого поведения: выбор определенного вида пищи, формирование реакций предпочтения и т. д.
Обонятельная система (восприятие запахов) так же, как и вкусовая, является системой химического чувства. Назначение обонятельной системы – информировать организм о присутствии в окружающей среде (воздушной или водной) определенных химических соединений, выполняющих, как правило, сигнальную функцию. Обоняние выполняет защитную роль, принимает участие в пищевом поведении, регулирует эмоциональное состояние человека и т. д
Проявления вестибулярной дезинтеграции :
– ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями,
– не устает дольше других;
– неловок в спортивных играх;
– избегает пересекать среднюю линию тела;
Проявления гравитационной дезинтеграции :
– становится тревожным, будучи оторван от земли;
– боится упасть и высоты;
– пугается подъема по наклонной поверхности;
– избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);
– избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться, лежа на полу;
Проявления тактильной дезинтеграции :
– ребенок избегает чужих прикосновений;
– не любит мыть лицо, голову;
– не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует;
– крайне негативно переносит загрязнения рук;
– негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;
– не любит ходить босиком;
– особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;
– тревожится, если к нему подходят сзади;
Проявления зрительной дезинтеграции :
– с трудом собирает мозаику;
– не любит незнакомые места, боится потеряться;
– не может ровно резать по линии, заниматься поделками;
– не видит сходства или различия в узорах, рисунках или предметах;
Проявления слуховой дезинтеграции :
– не всегда отвечает на вопросы;
– неверно понимает обращенные слова;
– не может указать направление, откуда идет звук;
– не может смотреть и слушать одновременно;
– высокая чувствительность к шуму;
– выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают,
шумят, смеются.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, я подобрала ряд игр и упражнений.
12-13 слайд.
Для развития вестибулярной и проприоцептивных систем я применяю такие упражнения как:
Раскачивание на качелях или в гамаке.
Перекатывание со спины на живот.
Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги.
Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.
Балансирование на гимнастических мячах.
Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной поверхности Прыжки с маракасами в руках.
Игры с туннелями и палатками.
Имитация движений животных.
Движения под музыку.
Подражание позам и очерёдности движений.
Футбол бумажным пакетом.
Броски в цель бумажных снежков.
Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик,
матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек.
14 слайд.
Для развития тактильной сенсорной системы я первым делом создала «сенсорную коробку» (обычный контейнер, наполненный различными видами тканей, бумаги, дерева, мячиков, камней, природных материалов). Также были подготовлены емкости для игр с кинетическим и кварцевым песком, жидкостями; приобретены массажные коврики.
15 слайд.
В своей работе по развитию зрительной сенсорной системы я использую : карманные фонарики, цветные стёклышки, пластинки, бусины, пуговицы, калейдоскоп, разноцветные перья, мыльные пузыри, цветные прищепки, зеркальца, фигурки разных цветов.
16 слайд.
В развитии слуховой системы хорошими помощниками могут послужить погремушки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики; музыкально-дидактические игры ( например: «Иди на звук», «Кто издает такой звук», «Медленно и быстро» и т. д)
17 слайд.
Для того чтобы развивать обаняние, ребёнок должен получить как можно больше соотношений «предмет-запах», по-этому в первую очередь создала «банк запахов» это - флакончики с запахами; пакетики со
специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами и т. д.
18 слайд.
В развитии данной системы я использовала дидактические игры, например, «Узнай по вкусу», «Скажи какой на вкус»
19 слайд.
После того, как я начала активно стала использовать метод сенсорной интергации, у детей замечалась положительная динамика в развитии.
У некоторых появилась речь, движения детей стали четче и увереннее, на занятиях дети стали внимательней.
Так же, результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному развитию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей.