Кристина Пащенко
Консультация «Сенсорная алалия. Симптоматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий).
Публикация «Консультация „Сенсорная алалия, Симптоматика“» размещена в разделах
К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи.
Факторами являются: внутриутробные патологии, поражение ЦНС при родах, заболевания раннего постнатального периода.
Неречевая симптоматика :
Расстройства слухового внимания - отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, его быстрая истощаемость. Ребенок не сразу воспринимает звук, об-ращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.
Нарушение слухового восприятия характеризуется нестабильностью порогов, которые меняются в зависимости от различных факторов: времени дня, обстановки, методов исследования.
Гиперакузия — повышенной чувствительностью к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип.
Вторичное снижение интеллекта – нарушение понимания речи значительно затрудняет развитие мыслительных процессов
Особенности эмоционально-волевой сферы – могут наблюдаться все проявления как и у моторных алаликов, но при этом добавляются выраженные нарушения поведения, т. к. речь не является регулятором и саморегулятором поведения.
Речевая симптоматика :
Первичные выраженные нарушения импрессивной стороны речи характеризуются отсутствием большого разрыва между экспрессивной и импрессивной речью. У детей не образуется связь между предметом и его названием. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного.
Вторичные нарушения экспрессивной речи. Вследствие нарушений импрессивной речи экспрессивная речь грубо искажена и не может служить средством общения. Дети способны повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, хотя повторение их является нестойким.
Фонетический строй речи:
- нечеткость произношения;
- искажение звуко-слоговой структуры слов, которые не являются постоянными в виде элизий (пропусков звуков, частей слова) персевераций, контаминаций
- многочисленные ошибки ударения
Лексико-грамматические нарушения в виде
- вербальных парафазий (ребенок произносит «приблизительное» слово)
- эхолалий -повторение слов, словосочетаний, услышанных от взрослого. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.
-повышенная речевая активность и логоррея - бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов;
- нарушение структуры слов (пропуск частей слова) приводит к грамматическим ошибкам
В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.