Кристина Пащенко
Консультация «Сенсорная алалия. Симптоматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий).
Темочки:
К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи.
Факторами являются: внутриутробные патологии, поражение ЦНС при родах, заболевания раннего постнатального периода.
Неречевая симптоматика :
Расстройства слухового внимания - отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, его быстрая истощаемость. Ребенок не сразу воспринимает звук, об-ращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.
Нарушение слухового восприятия характеризуется нестабильностью порогов, которые меняются в зависимости от различных факторов: времени дня, обстановки, методов исследования.
Гиперакузия — повышенной чувствительностью к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип.
Вторичное снижение интеллекта – нарушение понимания речи значительно затрудняет развитие мыслительных процессов
Особенности эмоционально-волевой сферы – могут наблюдаться все проявления как и у моторных алаликов, но при этом добавляются выраженные нарушения поведения, т. к. речь не является регулятором и саморегулятором поведения.
Речевая симптоматика :
Первичные выраженные нарушения импрессивной стороны речи характеризуются отсутствием большого разрыва между экспрессивной и импрессивной речью. У детей не образуется связь между предметом и его названием. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного.
Вторичные нарушения экспрессивной речи. Вследствие нарушений импрессивной речи экспрессивная речь грубо искажена и не может служить средством общения. Дети способны повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, хотя повторение их является нестойким.
Фонетический строй речи:
- нечеткость произношения;
- искажение звуко-слоговой структуры слов, которые не являются постоянными в виде элизий (пропусков звуков, частей слова) персевераций, контаминаций
- многочисленные ошибки ударения
Лексико-грамматические нарушения в виде
- вербальных парафазий (ребенок произносит «приблизительное» слово)
- эхолалий -повторение слов, словосочетаний, услышанных от взрослого. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.
-повышенная речевая активность и логоррея - бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов;
- нарушение структуры слов (пропуск частей слова) приводит к грамматическим ошибкам
В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.