Светлана Буцкина
Семья как основа гендерного воспитания
▼ Скачать +Заказ
С появлением ребенка в семье, каждый родитель стремиться воспитать его или ее в соответствии с образом мужественности и женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы видим сильным, целеустремлённым, защитником. Девочку мы видим красивой, милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Поэтому гендерное воспитание начинается с рождения ребенка, и главную роль в его воспитании играет семья.
Публикация «Семья как основа гендерного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Уже в два - три года ребенок начинает осознавать кто, но мальчик или девочка. Начинает вести себя в соответствии со своим полом. Так же ребенок может определить пол окружающих людей, смотря в первую очередь по одежде и прическе. В возрасте от 4-7 лет закладывается устойчивость гендера. Ребенок начинает понимать что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием времени, ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:
1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.
Также нужно ориентироваться на заложенные природой особенностей нервной системы и черт характера у ребенка. Эти психологические особенности нужно учитывать. И в тоже время развивать те качества, которые в будущем помогут ребенку выполнять свою гендерную роль.
Дети дошкольного возраста, очень часто копируют модель поведения родителя своего пола. Именно в семье ребенку прививается отношения к противоположному полу. Если семья отношения построены на уважении и любви к друг другу, то ребенок в будущем будет строить именно такую семью.
Рекомендации в воспитании девочек :
• Девочкам нужно больше заботы, внимания. Для девочек важны доверительные отношения с матерью. Нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Так она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
• Девочку нужно привлекать к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения домашнего хозяйства.
• Девочки очень чувствительны к критике, и к похвале. Поэтому их нужно хвалить и восхищаться. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
• У девочек следует развивать крупную моторику. Подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек.
• Основное внимание девочек направлено на взаимоотношения между людьми. Со временем этот интерес становится глубже, их интересует внутренний мир человека, его эмоции и чувства.
• Девочкам необходимо внимание отца. Следует показывать ей, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
Рекомендации в воспитании мальчиков :
• В воспитании мальчика нужно опираться на взаимоотношения с отцом. Совместная деятельность с отцом, формирует в мальчике уверенность в себе и показывает, что ему доверяют. Отцу следует быть сдержанным с мальчиком и не подавлять его мужское начало, следует быть терпеливым и обучать ребенка, а не понижать его самооценку.
• Помните, что вы пример для своего ребенка.
• Для формирования ответственности у мальчика помогает соблюдать режим и дисциплину.
• Мальчиков лучше мотивировать, чем запрещать или наказывать.
• Для мальчиков важен телесный контакт, для повышения самооценки, и эмоциональной устойчивости.
• Мальчикам следует развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные паззлы, конструкторы, рисование, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога.
Гендерные различия важно учитывать в воспитании детей. Но не менее важно принимать своего ребенка таким, какой он есть, уважать его и любить.