Татьяна Кучева
Семья — как ресурс образования детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проблема… .3
2. Актуальность проекта….4-5
3. Цели. Задачи. Объект. Предмет….6
4. Постановка и обоснование гипотезы…7
5. Ресурсы обеспечения…. 6
6. Ожидаемые риски…7
7. этапы проведения проекта…7-10
8. Проектный продукт…10
9. Источники…. 11
Проблема:
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей а следовательно и уровень семейного воспитания детей. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком уйдя при этом от скучных шаблонов. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае если они станут союзниками
Публикация «Семья — как ресурс образования детей раннего возраста» размещена в разделах
На сегодняшний день в Федеральном государственном стандарте прописано: «родитель является участником образовательного процесса», но для того, чтобы родители стали партнёрами ДОУ в воспитании детей, необходимо пересмотреть традиционные формы работы и создать систему инновационных мероприятий работы с семьями детей раннего возраста. Также необходимо повысить уровень знаний и умений родителей в области воспитания и обучения детей, но, как показывает практика, далеко не все родители готовы участвовать в образовательном процессе. Чем раньше педагог предложит родителям нестандартный подход к общению, тем быстрее законные представители детей начнут эффективно сотрудничать с ДОУ.
3
Актуальность:
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина)
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" прописано «реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения»…. «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально- технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Семья - важный социальный феномен, довольно сложное социальное образование, в котором проходит большая часть жизни людей, а также их первичная социализация. Можно говорить о том, что семья - первичная ячейка общества, так называемое общество в миниатюре. Именно здесь происходит становление индивида личностью. Главная цель любой семьи - формирование нового, более лучшего и более свободного поколения.
Выполнять эту задачу семья может тогда, когда она основана на духовных
4
ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как
одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Содержание работы педагога с родителями в ДОУ, организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Этот проект позволит сплотить детей и родителей, а также родителей и воспитателей ДОУ, поможет включить семью в образовательный процесс, сделает их партнёрами. В этом случае воспитанники проявят важные качества личности, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
5
Цель:
Использование нетрадиционных форм работы с семьёй, как вспомогательным средством, в образовании детей раннего возраста.
Задачи:
- изучить новую философию взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи;
- рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;
- охарактеризовать современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей третьего года жизни;
- провести исследование на выявление предпочитаемых форм взаимодействия воспитателя детского сада и родителей
- проанализировать педагогический опыт по работе с семьями на сайтах интернет-ресурсов;
- создание системы занятий для взаимодействия семьи и ДОУ на 2016-17 уч. год;
- повысить профессиональную компетентность педагогов через создание такой формы взаимодействия, как «Педгостиная»
- развивать партнерские отношения с семьёй через нетрадиционные формы работы.
Объект: семьи
Предмет: система нетрадиционных форм взаимодействия семьи и ДОУ
Ресурсы :
1. Материально-технические:
компьютер, проектор
2. Кадровые:
Педагоги ДОУ, родители;
3. Информационные:
методическая литература, интернет – ресурсы
6
Гипотеза:
для того, чтобы заинтересовать родителей участием в образовательном процессе, необходимо предложить им систему инновационных мероприятий.
Ожидаемые риски:
недостаточная заинтересованность родителей в данном вопросе.
Этапы проектной деятельности:
1 этап. Аналитический.
Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
2 этап. Технологический.
Подготовить план по созданию сценариев в нетрадиционных формах для сотрудничества семьи и ДОУ.
Наполнение предметно – пространственной среды новым дидактическим материалом (изготовление лэпбуков на разные темы, изготовление дидактических игр и кубиков-трансформеров).
3 этап. Заключительный.
Анализ проделанной работы.
Презентация полученных продуктов.
7
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1 этап: Аналитический
Сроки: сентябрь
Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по педагогике и психологии в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ.
Задачи Мероприятия Результат/ продукт Ответственный
Изучить и проанализировать методическую литературу, инновационный педагогический опыт по данной проблеме и провести сравнительный анализ
-Сбор информации из различных источников;
-Составление анкеты для родителей и педагогов;
-Анализ анкет;
-Составление плана работы Список литературы;
Анкета для родителей и педагогов;
Аналитическая справка;
План работы педагоги
методист ДОУ
2 этап: Технологический
Сроки: октябрь - апрель
Цель: организация нетрадиционных форм работы семьи и ДОУ
Задачи
Мероприятия Результат/ продукт Ответственный
Познакомить родителей с нетрадиционными технологиями.
Составить план «Педгостиной»
разработать конспекты занятий по нетрадиционным формам работы с родителями.
Провести мастер-классы по созданию инновационных продуктов развития детей раннего возраста.
Провести «Круглый стол» с коллегами ДОУ и родителями
Подобрать тренинги по формированию у родителей и педагогов ответственного отношения к развитию детей раннего возраста.
Провести круглый стол для педагогов по теме «Нетрадиционные дидактические игры, как средство развития детей раннего возраста»
Создание «Почтового ящика интересных желаний-идей от родителей»
Проведение тренингов на сплочение родительского коллектива группы. сценарии нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Лэпбуки, кубики-трансформеры, ширмы многослойные.
Сценарий «Круглого стола»
тренинги
сценарий круглого стола, дидактические игры.
Подборка «Интересных идей»
Тренинги на создание комфортного микроклимата в коллективе. педагог и родители
3 этап: Заключительный
Сроки: май
Цель: Изучение эффективности проекта, анализ.
Задачи Мероприятия Результат/ продукт Ответственный
Проанализировать проделанную работу Подобрать комплекс методик оценки эффективности работы
Провести анкетирование родителей, обработка результатов
Провести заключительную встречу с родителями по итогам проекта
Создать презентацию для педагогов.
10
Список используемой литературы
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка.
2. Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6.
3. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей.
4. Арнаутова Е. П. Планируем работу с ДОУ. - 2002.
5. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие.
6. К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики.
8. Д. А. Белухин. – М. : Изд-во ин-та практич. Психологии.
9. Боброва М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности
10. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей : учеб. -метод. пособие.
11. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
12. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века : материалы I региональных педагогических чтений 13-14.11.2008 / Под общей ред. Е. С. Евдокимовой. - Волгоград. Волгоградское научное издательство.
13. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду
14. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство
15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" // https://www.consultant.ru/
16. Источник: https://refleader.ru/jgeqasjgeqas.html
11