Наталья Шмакова
Музыкотерапия как средство сохранения психологического здоровья младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия. Использование музыки поможет снизить интенсивность эмоциональных реакций, замкнутость, неадекватность поведения, поэтому так важно правильно подобрать ту или иную мелодию, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Этот подбор осуществляется на основе двух основных параметров конкретного произведения – темпа и лада.
Публикация «Музыкотерапия как средство сохранения психологического здоровья младших дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Если ребенок испытывает печаль, то можно включить медленную минорную музыку :
• например, Чайковский – вступление V и финал IV симфоний;
• Григ – «Смерть»;
• Бах – вторая часть концерта № 5 ре минор.
При раздражении, гневе, волнении и тревоге хорошо включить быструю минорную музыку : например,
• Шуман – «Порыв»;
• Шопен – скерцо № 1;
• Бах – прелюдия до минор из «Хорошо темперированного клавира»;
• Дебюсси – «Шаги на снегу», «Сирены».
Спокойное настроение создаст медленная мажорная музыка, например:
• Шуберт – «Аве Мария»;
• Бородин – ноктюрн из «Струнного квартета»;
• Равель – «Павана».
Радость, веселье, торжество выражают быстрые мажорные мелодии, например:
• Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (финал);
• Бетховен – финалы V и IX симфоний;
• Лист – финалы рапсодий № 6, 12;
• Равель – «Болеро».
Вместо произведений композиторов можно использовать запись звуков природы (море, лес, гроза, дождь и т. д.).
Проведение под музыку режимных моментов в процессе адаптации поможет маленькому ребенку быстрее влиться в новый детский коллектив, к тому же ребенок получит большой эмоциональный заряд.
В процессе организованной образовательной деятельности (ООД, насыщенных эмоционально привлекательными творческими контактами, у замкнутых детей улучшается коммуникабельность, формируются навыки общения, возникают неформальные связи со сверстниками. Робкие, боязливые дети приобретают уверенность в себе. Для десенсибилизации их страхов используется следующий прием. Дошкольникам дается задание приготовить из картона маску страха. Образ рисуется с двух сторон так, что используя маску для того чтобы испугать других, ребенок вынужден оказаться буквально лицом к лицу с собственным страхом. Дома ребенок репетирует перед зеркалом «танец страха», который исполняет затем перед всеми детьми под соответствующую музыку (Григ «В пещере горного короля», Чайковский «Баба Яга»). После того как все дети исполнили свой танец под потенцирующую страх музыку, дается инструкция повторить его под контрастную музыку (регтайм, кантри мьюзик, «В настроении» Г. Миллера). Юмористическое обыгрывание страхов, спровоцированное веселой музыкой, завершает карнавальная пляска.
В процессе использования подобных приемов расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих. В данном случае рекомендуется хоровое пение, участие в фольклорных ансамблях, обладающих большими возможностями использования экспрессии народных песен, частушек, танцев (с притоптыванием, приплясыванием, сюжетным взаимодействием). Дети очень любят играть в «детских оркестрах» на простейших музыкальных инструментах (бубнах, треугольниках, колокольчиках, барабанах, дудках, ложках, ксилофонах, разучивать народные и бальные танцы.
Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.
Литература:
Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». «Просвещение», Москва, 1982 г.
Копытин А. И. «Основы арттерапии». СПб, 1999 г.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». ACADEMA, Москва, 2001 г.
Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия : Теория и практика». Москва, 2000 г.