Марина Новикова
Семья и образовательная организация как социальные партнеры
▼ Скачать + Заказать документы
«Многое зависит от того, кто вел ребенка в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - это и определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш».
А. В. Сухомлинский
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Дошкольные образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Публикация «Семья и образовательная организация как социальные партнеры» размещена в разделах
Одна из главных задач дошкольного образования - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В моем понимании партнерство педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов совместной деятельности, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Поэтому именно перед педагогами Детского сада стоит задача –организовывать взаимодействие семьи и детского сада так, чтобы непростое дело воспитания и обучения ребенка стало общим делом педагогов и родителей.
Я считаю, что и воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Непонимание между семьей и Детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. По опыту работы знаю, что для каждого родителя свой ребенок особенный, и они очень хотели бы, чтобы педагог постарался найти к нему подход. Да, это нелегко, с первого раза почти не возможно это сделать. Но нет смысла налаживать отношения с родителями, если не найден общий язык с ребенком.
Когда родители видят, что их дети с удовольствием посещают детский сад, то отношения налаживаются сами по себе. Я уверена, что с каждым родителем стоит чаще обсуждать его ребенка, стоит высказывать свое мнение о поведении и успехах, и точно не стоит постоянно нахваливать его. Тем самым можно отпугнуть от себя родителей, а еще чего хуже настроить против себя.
В профессиональной деятельности для организации взаимодействия с родителями мною был разработан План взаимодействия с родителями на текущий учебный год, предполагающий применение таких различных активных форм организации деятельности, как родительские собрания, семинары – практикумы, мастер – классы, индивидуальные и групповые консультации и беседы, консультирование через информационные стенды, тематические мероприятия, Дни открытых дверей.
Повышению активности родителей в образовательной деятельности способствовало привлечение их к участию в совместных мероприятиях, групповых конкурсах, интеллектуально-творческих играх, проведении совместных развлечений, праздников, участие в инновационной форме взаимодействия - проектной деятельности.
Мы с детьми, привлекли наших родителей, к игре с игрушками. Только объектом наших игр стали не простые игрушки, а народные. Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Через игру с народной игрушкой дети приобщаются к народной культуре, овладевают языком своего народа, познают обычаи. Играя именно с такой игрушкой, у детей развивается фантазия, мышление, передается социальный опыт. Во время игры ребенок соединяет свои эмоции и действия, тем самым познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры.
В результате мы все вместе: дети-родители-педагог, оказались вовлеченными в совместную познавательно-творческую деятельность. Результатом которой стало укрепление семейных связей, обогащение родительского опыта взаимодействия с ребенком в семье, родители стали активными участниками в жизни детского сада и группы.
Родители моей группы активные участники спортивных мероприятий детского сада: спортивных развлечений «Мой веселый звонкий мяч», «Волшебная ромашка», посвященное Дню семьи.
В ходе реализации образовательной деятельности по модулю «Образовательная область «Речевое развитие» совместно с родителями была подготовлена и проведена тематическая неделя - проект «Книжкина неделя».
В результате реализации проекта взрослые и дети получили положительный эмоциональный настрой для дальнейшего сотрудничества в образовательной деятельности.
Таким образом, участие родителей в каждом из последующих совместных мероприятий способствовало становлению их полноправными участниками образовательных отношений. Число родителей с преобладающей ролью наблюдателей снизилось, соответственно возросло число активных участников. Я уверена, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка целеустремлённым, волевым, настойчивым, именно такие дети в будущем станут свободными и сознательными гражданами своей страны, способными не только ставить цели, но и достигать их.
Я уверена, что именно такая совместная деятельность детского сада и семьи, поможет воспитать маленьких исследователей с чувством собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки, решить проблему духовно-нравственного воспитания в современном мире, раскрыть все доброе, что заложено в наших детях!
В заключении могу сказать, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей.
2. Давыдова, О. И. «Работа с родителями в детском саду»
3. С. В. Глебова «Детский сад - семья : аспекты взаимодействия»
4. Доронова, Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений»
5. Светлана Прищепа,Тамара Шатверян «Партнерство дошкольной организации и семьи»