Марина Семерня
Семинар «Эйдетика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! (Слайд 1)
Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени – это востребованность творческой личности, способной находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу. Сегодня нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память обеспечивающие целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, способствующее формировании его интеллектуальных и творческих качеств.
Публикация «Семинар „Эйдетика для дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Как показывают научные исследования именно в дошкольном возрасте формирование ассоциативности и системности мышления способствуют по развитию творческого мышления. Так как развитие именно этих качеств делают мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
(Слайд2) Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод «Эйдетика», которую я использую в работе с детьми.
(Слайд 3)
• В переводе с греческого «Эйдос» - обозначает «образ».
• Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
• Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.
• Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления.
• В России в 20х и 30х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. С. Фейман и другие.
• В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель - Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.
(Слайд 4)
Таким образом, можно сделать вывод, что «эйдетизм» - разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.
(Слайд5)
Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана». Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции - в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.
(Слайд 6)
Человек за свою жизнь получает огромное количество информации. Однако большую половину того, что узнал, забывает. Люди мирятся с этим, считая, что хорошая память либо есть, либо её нет. И тут уже ничего не поделаешь. Но оказывается, что это совсем не так. Память - это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно тренировать. Но как это делать?
Вот и в таком случае нам приходить в помощь Эйдетика. Как я выше говорила: Эйдетика от греческого «эйдос» в переводе - это образ. Особенности нашей памяти и работы нашего мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов». В чем секрет эйдетики? Все довольно просто: запоминание идет именно через образ, через игру с ним. Самое главное, что хотелось бы отметить - нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а видеть и представлять. Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не представляю!» И как правило говорим правду. Ну а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что-то запомнить.
(Слайд 7)
Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем: Воображение, Внимание, Мышление, Интуиция, Память, Творчество, Здоровье, Инициатива.
(Слайд 8)
МЕТОД ЭЙДЕТИКИ ПОСТРОЕН НА ПРОСТЫХ ПРИНЦИПАХ:
— Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
— Радостная, веселая атмосфера.
— Мобильность и доступность игрового материала.
— Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.
(Слайд 9)
Правила использования эйдетики :
1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.
3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
— Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.
(Слайд 10)
«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:
— свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
— цветовых ассоциаций;
ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
— тактильных ассоциаций;
— предметных ассоциаций;
— звуковых ассоциаций;
— вкусовых ассоциаций;
— обонятельных ассоциаций;
— графических ассоциаций;
(Слайд 11)
Все Эйдетические упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений с учетом возраста детей).
Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленной цели: дети успешно освоят Эйдетические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
(Слайд12)
В своем мастер-классе я как раз познакомлю вас с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В. Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т. д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.
(Слайд 13)
Надеюсь, полученная информация будет полезной в работе с детьми. Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристова Т. А. Учиться успешно/Развивающие возможности обучения…Учебно-методическое пособие. – СПб. : Бостон, 2010.
2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Любить по-разному, учить поразному. Нейропедагогика. – М. : Федоров, 2008
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира.
Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб. : Тускарора, 2000.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М. : Просвещение, 1978.
5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7 изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.
6. Лурия А. Р. Эйдетизм // БСЭ. Т. 63. М., 1933. С. 135139.
7. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. : Издво МГУ, 1968.
8. Матюгин И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М. :
РИПОЛ классик, 2010.
9. Матюгин И. Ю. Развитие памяти и внимания. – М. : РИПОЛ классик, 2009.
10. Матюгин И., Жемаева Е., Чакаберия Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. – М. : РИПОЛ классик, 2004.
11. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б. Как научиться забывать ненужное. - М. : Эйдос, 1996.
12. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М. : Эйдос, 1996.