Ильсияр Шамсумухаметова
Семинар «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста».
I. Цель:
Знакомство с технологиями формирования речи детей дошкольного возраста для развития детского речевого творчества и группового взаимодействия.
II. Задачи:
Публикация «Семинар „Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению современных технологий для развития детского речевого творчества и группового взаимодействия.
• способствовать развитию креативного мышления участников семинара;
• создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара-практикума.
• Логотренинги
• Кинезиологические упражнения.
Упражнения: «Домик», «Цепочка», «Зима» и др.
Раздаточный: текстовый материал к упражнению «Зима».
• Мнемотехника.
Раздаточный: мнемотаблицы с зашифрованными скороговорками.
• ТРИЗ.
Игры «Помоги Золушке», «Чудо-животное», «Рассказ о сказочном герое».
Демонстрационный: картина «Чудо-животное», морфологическая таблица для составления рассказа о сказочном герое.
• Сказкотерапия
• Синквейн.
Задание: составление синквейна на заданные темы.
Демонстрационный: слайд на тему «Весна»
Раздаточный: на темы «Родина», «Семья», «Дети».
Теоретическая часть
Дошкольный возраст является периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к.
Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач подготовки детей к школе главных задач в подготовке детей к школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает: (2-й слайд)
владение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Для осуществления поставленных задач, относящихся к образовательной области «Речевое развитие» в настоящее время применяются различные современные технологии.
Но сначала мы хотим уточнить, что такое технология в педагогике. Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Задача нашего семинара познакомиться с технологиями речевого развития.
В этот перечень можно добавить следующие современные технологии :
логотренинги
пальчиковые игротренинги
кинезиологические упражнения
мнемотехники
ТРИЗ
сказкотерапия
сочинительство
синквейн
экспериментирование
информационно-коммуникативные технологии
Прежде чем, мы перейдём к технологиям, хочу дать слово нашему логопеду, которая много лет занимается коррекцией речи, но и выявляет проблемы речевого развития детей.
Сейчас мы с вами подробнее остановимся на некоторых технологиях, способствующих развитию речевого творчества и группового взаимодействия.
Почему в этом перечне логотренинги стоят на первом месте? А вы, как педагоги, понимаете, что без правильной речи у ребёнка не сформируются полноценные коммуникативные навыки, которые необходимы ему для общения с окружающими.
II. Практическая часть семинара.
1. Напоминаем вам, что логотренинги включают в себя:
Артикуляционную гимнастику;
Развитие просодических компонентов речи (это интонация, тембр, дикция, паузы, ударения, темп, ритм, речевое дыхание);
Мимическую гимнастику;
Упражнения для развития грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, правильное использование предложно-падежных конструкций, согласование с числительными);
Логоритмические упражнения (система двигательных упражнений, сочетающихся с произнесение специального речевого материала под музыку).-муз. руководитель.
III. Кинезиологические упражнения - гимнастика для мозга. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Киенез. упр-я направлены на развитие межполушарных связей, синхронизацию работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи, мышления, пространственных представлений. ( Привести примеры простых и сложных упр-й: домик, кисточки, рубим капусту.)
Упр-я «Домик», «Цепочка», «Зима».
IV. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективность запоминания, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Используется в совместной и самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации). Строится от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетания придумывается картинка. Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически.
(Зашифрованные скороговорки.)
V. ТРИЗ – педагоги старших групп
VI. «Дидактические игры для развития речи детей с использованием конструктора Лего»
VII. Синквейн– новая технология в развитии речи дошкольников.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк, написанное по следующим правилам:
1. Кто? Что? – одно существительное (Весна).
2. Какой? Какая? Какое? – два прилагательных (долгожданная, тёплая).
3. Что делает? – три глагола (оживляет, воодушевляет, согревает).
4. Что автор думает? – фраза из 4-х слов (Чудесная пора пробуждения природы).
5. Кто? Что? – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом (Солнце).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
Плюсы синквейна:
• изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
• дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
• дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Дошкольный возраст, это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой, которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.