Папки-передвижки

Семинар «Современные образовательные технологии как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Алена Юрьевна Репихова
Семинар «Современные образовательные технологии как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель семинара : мотивация инновационной деятельности воспитателей по внедрению в педагогический процесс современных образовательных технологий.

Задачи:

1 Актуализация знаний в области инноваций

2 Повышение методического уровня на основе знакомства с технологиями развития критического мышления, проектного метода, ТРИЗ-технологией.

3 Выявление уровня мотивации воспитателей по внедрению в педпроцесс образовательных технологий.

Публикация «Семинар „Современные образовательные технологии как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

План работы семинара

1 Знакомство с темой, постановка цели семинара.

2 Активизация: «Что помогает воспитателю в работе?» по первым буквам слова «воспитание» (вера, оптимизм, стремление, положительные эмоции, интуиция, талант и т. д.).

3. Определение понятия «Образовательная технология» через определение роли воспитателя и ребенка в педагогическом процессе.

4 Обзор современных образовательных технологий и их практическая отработка.

5. Анкетирование «Обратная связь».

6. Подведение итогов семинара.

Тезисы доклада «Современные образовательные технологии как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Смолярчук Е. Д.

“Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”. Именно поэтому так актуальна тема нашего семинара.

Образовательная технология — это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике.

Искусство основано на интуиции, технология – на науке.

Обзор технологий

1 Технология развития критического мышления

Кластеры

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Не путать с классификационной схемой.

Дождь

Осень Зонт Лужа

Инсерт

" V " - уже знал

" + " - новое

" - " - думал иначе

"? " - не понял, есть вопросы

Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками или Цеденаправленное чтение

РАФТ – Роль (дерево) Аудитория (дети) Форма (жалоба) Тема (дерево рассказывает о своей жизни в лесу).

Японское пятистишье

1 тема

2 2 прилагательных

3 глагола

4 Предложение - Фраза

5 Синоним

Круги Эйлера-Венна

(Рыба черепаха)

Цветоматрица

2 ТРИЗ-технология

Автором методики ТРИЗ является Генрих Сауловия Альтшуллер, писатель фантаст, психолог, разработчик деловых игр

Метод фокальных объектов

1 Стол - жираф высокий, желтый и т. д.

2 Велосипед - телевизор

3 «Стол летает», «мороженое танцует», «облако стреляет» и т. д.

Сказочная задача

Жили-были в лесу журавль и лиса. Пришла раз лиса к журавлю и говорит: "Приходи, сосед, в гости". На следующий день пришел журавль к лисе. Поставила она похлебку на стол. Налила журавлю мелкую миску. Тыкал тот в миску клювом, тыкал - ничего не смог съесть. А за это время лиса всю похлебку и вылакала. Решил журавль отомстить лисе, пригласил к себе в гости.

Что придумать журавлю, чтобы на стол лисе накрыть, но чтобы та ничего не съела?

Решение 1

Пришла лиса в гости. Поставил журавль перед лисой кашу в кувшине с узким горлом. Как она ни крутилась - не смогла каши поесть. А журавль понемногу всю кашу клювом и склевал. (Светлана Гин)

Решение 2

А может следовало лисе предложить типичной журавлиной пищи, то есть то, что лисы не едят? А то из кувшина с узким горлышком всё же можно кашу вытряхнуть (Уот Тайлер)

Да-нетка

Медведь

Морфологического анализ

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления – Морфологического анализа – для большей наглядности можно использовать Морфологическую. По горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев стихотворений о временах года.

Игра «Превращение»

Представить, что нашу группу заколдовали и превратили например в (море, лес, город, стройка, театр и т. д.).

Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных.). Перечисляется, что в группе похоже на перечисленные объекты.

Придумывание метафор

Последовательность сочинения метафор (на доске)

1) Что? (выбрать объект)

2) Что делает? (назвать действия объекта)

3) На что похож? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие)

4) Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект или происходит его действие)

5) Пункт 4 (прилагательное) + Пункт 3 (существительное) = метафора

Пример:

1) луна

2) светит

3) сыр

4) небо

5) луна – небесный сыр

«ПРОТИВОРЕЧИЕ»

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явле-ния, их взаимосвязь.

Игра «Спор».

Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия.

Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специ-альными снарядами, т. к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность.

Сочинение ассоциативных загадок.

Используется таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

На что похоже

Чем отличается

1) Выбрать объект. Записать на верхней строке. Например, юла.

2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «На что похож объект?» (не-обходимо указать 3-4 сравнения). Юла похожа на балерину, зонтик, гриб и т. д.

3) Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос «Чем отличается?»

4) Вставить слова «Как», «….но не…».

5) Прочитать готовую загадку.

На что похоже Чем отличается

Как балерина, но не живая

Как зонтик, но от дождя не скрыться

Как гриб, но не съедобная

Солнце какое? Круглое что может быть круглым?

Круглое, но не мяч,

Желтое, но не цыпленок

Греет, но не мамины руки и т. д.

3 Метод проектов

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Типы проектов

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “Театральная неделя”).

План проекта «Милой мамочки портрет»

Этапы работы над проектом. Деятельность детей Деятельность педагога

Подготовительный этап 1. Составляют рассказы о своей маме

2. В самостоятельной творческой деятельности создают портреты мам 1. Читает рассказы и стихи о маме в преддверии праздника 8 марта

2. Оформляет выставку работ

Формулирование проблемы 1. Осознают и личностно воспринимают проблему

2. Принимают задачи проекта 1. Формулирует проблему.

Проблема: мамы не узнали себя на портретах, созданных в самостоятельной творческой деятельности.

Цель: нарисовать портрет мамы к празднику 8 марта

2. Формулирует задачи:

-узнать что такое портрет

-выбрать изобразительные материалы

-определить последовательность изображения

Систематизация информации о портретной живописи Диалоговые беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства» Проводит беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства»

Практическая деятельность детей 1. Выбирают изобразительные материалы

2. Совместно составляют схему последовательности изображения погрудного портрета

3. Экспериментирование с красками в поисках цвета кожи человека

4. Рисование по подгруппам с соблюдением выбранной последовательности 1. Предоставляет различные изобразительные материалы

2. Оказывает практическую помощь (по необходимости)

3. Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность

4. Организует подгрупповую работу

Оформление Оформляют рамки для портрета мамы Помогает в оформлении выставки работ

Презентация 1. Договариваются о защите проекта, разучивают стихи, песню.

2. Представляют продукт деятельности Принимает участие в защите проекта

Примерная тематика проектов

1. Весёлый этикет.

2. Четыре стихии

3. Весёлая астрономия

4. Жалобная книга природы

5. В стране чисел и фигур

6. Полезные вещи

7. От кареты до ракеты

8. Я и моё тело

9. Окошки в мир. Органы чувств

10. Твоё питание и здоровье

11. Путешествие пирожка (строение пищеварительной системы)

12. Живительные силы

13. Про витамины и здоровье

14. Как мы дышим» (приключение Кислородинки)

15. Мой зеленый друг - дерево

16. Зернышка

17. Детский сад зеленый городок

18. Украсим землю цветами

19. Спортландия

20. Топотушка

21. Малышиада

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Современные образовательные технологии как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 октября 2012 в 16:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Современные образовательные технологии как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Юрьевна Репихова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД