Анастасия Лукашина
Семинар «Взаимодействие педагогов с родителями при разрешении конфликтных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Взаимодействие педагогов с родителями при разрешении конфликтных ситуаций».
Цель: определение способов и средств общения педагога с родителями и коллегами в педагогическом коллективе; определение методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Публикация «Семинар „Взаимодействие педагогов с родителями при разрешении конфликтных ситуаций“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации.
Ход СЕМИНАРА
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на тренинге, тема которого «Взаимодействие педагогов с родителями при разрешении конфликтных ситуаций». Основной целью нашей сегодняшней встречи является определение способов и средств общения педагога с родителями и коллегами в педагогическом коллективе, а также методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
1. Игра «Жест-имя».
Каждый из педагогов по кругу называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом. Остальные участники хором повторяют имя и жест своего коллеги.
2. Вступительное слово.
Опыт общения с педагогами показывает, что очень многие педагоги сталкиваются в общении со схожими трудностями взаимодействия с родителями и друг другом в коллективе коллег. Мы сегодня совместными усилиями постараемся найти возможности, способствующие предотвращению возникновения конфликтных ситуаций.
Все родители и педагоги разделяются на :
пассивных;
конфликтных;
тревожных;
активных.
Причинами такого поведения является:
отсутствие доверия к людям;
недостаточное понимание важности дошкольного периода в развитие ребенка;
отсутствие информации о дошкольном направлении в системе образования и его работе;
индивидуальные особенности самих родителей.
Таким образом, педагогам необходимо :
создать условия доверительных отношений;
повысить и сохранить мотивацию родителей к активному сотрудничеству;
информировать родителей о работе специалистов, предметно-познавательной деятельности ДОУ, о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Игра «Найди пару» (для сплочения группы).
Каждому из участников предлагаются парные карточки ( например: Буратино-Золотой ключик, Курочка Ряба - Золотое яйцо). Используя невербальные формы общения, и, не показывая карточки друг другу, необходимо найти свою пару.
Вопросы (рефлексия) :
-Кто ощущал себя некомфортно и почему?
-Помогали или затрудняли общение невербальные каналы передачи информации?
В процессе взаимодействия педагога с родителями или своими коллегами могут возникать конфликты. Данный термин обозначает - серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.
Конфликт имеет структуру, сферу, динамику.
Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участника конфликта – цели, интересы, мотивы;
Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.
Сфера конфликта – деловая и личностная.
Динамика конфликта складывается из 3 стадий:
нарастание
реализация
затухание
Выделяю несколько видов педагогических конфликтов :
-«воспитатель-воспитатель»;
-«воспитатель-родитель»;
-«воспитатель-администрация».
4. Упражнение «Конфликтные ситуации».
Все участники семинара делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию в педагогическом коллективе :
-педагог приходит к заведующему ДОУ и высказывает свое недовольство по поводу уровня заработной платы;
-родитель недоволен отношением воспитателя к его ребенку: он считает, что последний уделяет недостаточно внимания его чаду.
-воспитатель недоволен работой своего напарника, считая, что большую часть заданий и работы выполняет именно он.
Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:
Что общего во всех сценках?
Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
Каково вам было в роли конфликтующих?
Какими могут быть последствия данных конфликтов?
Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
5. Упражнение «Яблочко и червячок», памятки «Конструктивное решение конфликтных ситуаций».
Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются этим яблоком, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Участникам предлагается открыть глаза и записать свой ответ.
Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их. Выдается таблица «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» (приложение 1) по которой они смогут оценить плюсы и минусы каждой стратегии поведения.
Примеры ответов участников семинара :
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
6. Упражнение на расслабление «Парусник».
Участникам предлагается изобразить своим телом лодку с парусом. Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на вдохе выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой). Повторить 2-3 раза.
8. Рефлексия.
9. Упражнение «Благодарю тебя».
Каждому участнику по кругу предлагается своим коллегам сказать слова благодарности.