Лучший педагог года

Семинар с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Анна Малышева
Семинар с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение родителей навыкам анализа их собственных трудностей в общении с ребенком и причин трудностей в развитии малыша.

Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Помогает ему справиться с трудностями, в конце концов, защищает его.

Основа основ –родительский дом. (Слайд 2)

Публикация «Семинар с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

(Слайд 3)

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семейные ценности в семье:

• ВЗАИМОвыручка

• ВЗАИМОпонимание

• ВЗАИМОуважение

• ВЗАИМОлюбовь

• ВЗАИМОсогласие

(Слайд 4)

Общение в семье:

• Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;

• обмен информацией между ними, их духовный контакт;

спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т. д.

(Слайд 5)

Задачи родителей :

• создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

• относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;

• постоянный психологический контакт с ребенком;

• заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

(Слайд 6)

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Что же делать, когда родители не справляются?

На помощь приходим мы!

Основными условиями для качественного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, и, следовательно, для создания благоприятных взаимоотношений между родителями и педагогами должны выступать:

- взаимная заинтересованность обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей,

- доверие,

- взаимопомощь.

Как же мы можем помочь нашим родителям?

Проблема является не чем иным, как сложным вопросом практического или же теоретического характера, требующим рассмотрения, изучения или же анализа и решения. В нашем случае трудность в общении с ребенком: нужен анализ и решение.

Анализ – способ познания, применяемый во всех научных и жизненных областях по отношению к абсолютно любому явлению, объекту, процессу, предмету, действию.

Анализ проблемы – это планирование совокупности, последовательности действий, ведущих от ее непосредственного определения или же постановки до разрешения или же достижения необходимого результата, цели.

Анализ и решение проблем на практике неразделимы и включают в себя следующие моменты:

• выявление;

• точное определение или же постановка;

• детальное рассмотрение, сбор нужной информации и изучение;

• нахождение путей разрешения;

• применение и достижение результата.

Навыки анализа:

-наблюдение за поведением и реакцией в какой-либо ситуации (включая эмоции)

-беседы с ребенком

-диагностика (рисунок, лесенка)

Рисунок-отношение к членам семьи

Лесенка-самооценка (слайд 15)

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Типичные трудности в общении с дошкольниками (слайд 16)

При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются родители, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.

Дадим краткую характеристику этих трудностей.

Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого - они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.

Стремление к самостоятельным действиям («я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако эти правила еще не выступают для них как значимый мотив их собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими, однако в ситуации занятий они часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основной проблемой этих детей является неразвитость произвольности, неспособность сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.

Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ничем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. Они спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе - они не требуют к себе внимания, они почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему - к играм, к предметам, к самостоятельной деятельности. Их пассивное, незаметное поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и творческой активности.

Методика наблюдения

1 сон

2. конструктор

З. Рисунок

4. Игрушка

Вопросы 1 порядок действий

2замечает ли ребенок действия своих партнеров по игре и насколько адекватно он воспринимает их действия с точки зрения соответствия правилам. Например: «Саша все правильно делал? Он всегда просил у тебя детали конструктора?»

3. Третий вопрос относится к действиям самого ребенка и выясняет, насколько адекватно он воспринимает и осознает их : «Ты все делал правильно? Ты ни разу не ошибся?», «Вспомни, где ты сделал не так, как сказал».

Особенности общения с импульсивными детьми (слайд 17)

Как отмечалось выше, группа импульсивных детей характеризуется тем, что мотивация к самостоятельным действиям (продуктивным и игровым) доминирует у них над средствами осуществления этих действий. Хорошо осознавая, что он хочет, ребенок не опосредует своих действий знаемыми правилами.

Главная стратегия в работе с такими детьми должна быть направлена на повышение субъективной значимости правила и осознанности собственных действий.

Лучше всего эта цель достигается в играх с правилами. Взрослый играет обязательно

Помимо игры для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, которые организуются взрослым. Один из способов проведения таких бесед приведен выше при описании ситуаций, выявляющих коммуникативные трудности детей. В этих беседах взрослый задает, вопросы о правилах игры и о тех нарушениях, которые ребенок заметил у других детей и у себя. В процессе такой беседы происходит активное совместное осознание ситуации, правил действия в ней и собственных действий ребенка.

Рекомендации по формированию мотивационно-волевой сферы дошкольников (слайд 18)

Пассивные, заторможенные дети нуждаются в принципиально иных педагогических воздействиях. Неосознанность собственных действий таких детей, их непосредственные реакции на указания взрослого, а также общая пассивность поведения говорят об отсутствии действительно произвольного поведения.

Поднять уровень осознанности действий и творческой активности заторможенных детей, сделать их поведение более самостоятельным и осмысленным возможно только через длительную индивидуальную коррекционную работу, направленную на перестройку мотивационной сферы ребенка и на открытие им собственного способа действия.

Начать можно с самого простого - с разрезания листа бумаги по прямой линии на четыре части. Процесс деятельности разделяется на последовательные этапы. Сначала взрослый показывает, как можно разделить лист на четыре части без линейки и карандаша — сложив его пополам, а потом еще раз пополам, совмещая каждый раз уголки. Потом воспитатель показывает, как правильно держать ножницы, делать маленький надрез, направлять концы ножниц по прямой линий и т. д.

Главная задача взрослого при этом состоит не в том, чтобы научить резать полоски из бумаги, а в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься этим делом. Для этого используются все имеющиеся в арсенале воспитатели средства : интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап этого занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными: радоваться, когда совпадают углы листа, удивляться, что листок стал в два раза меньше, или, когда он распался на четыре части, восхищаться получившимися полосками. Словом, надо стремиться эмоционально увлечь, ребенка, заражая его стоим эмоциональным отношением. Взрослый должен выражать яркий интерес к действиям дошкольника, поощрять его малейшие успехи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы дети начали самостоятельно анализировать результаты своих действий и сами находили ошибки. Нацеленность на вопросы взрослого (а они должны задаваться регулярно после каждого занятия) приводит к тому, что дети, предвидя их, отмечают свои удачи и неудачи в процессе действия. Этому будет способствовать речевое сопровождение. Попробуйте попросить ребенка комментировать свои действия, т. е. говорить, как и что он делает.

Трудности в общении с ребенком и пути их устранения

Поведение ребенка Цель, которую неосознанно преследует ребенок Реакция взрослых Ответ ребенка на реакцию взрослых Рекомендации педагога- психолога

1. Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается и др. Привлечь к себе внимание Обращают внимание и раздражаются Прекращает на время, потом снова начинает - Попытаться переключить внимание на другую деятельность, объект. Направить интерес в другое русло.

- Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.

- Задать вопрос: «Может быть, ты хочешь, чтобы я обратил (а) на тебя внимание?»

- обучать общению со сверстниками.

2. Отказывается делать то, что от него хотят Показать, что имеет власть над другими. Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться Упрямится или усиливает неповиновение - Общение на равных (ответственность за свои слова и поступки).

3. Вредит или портит вещи, может оскорбить Отплатить, отомстить, взять реванш Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев, обиду Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Не показывайте свой гнев и обиду. Если что-то испорчено через некоторое время (когда ребенок успокоится) привлечь его к уборке и т. п.

4. Постоянно требует помощи, не способность научиться самостоятельным навыкам Продемонстрировать

свою неспособность и неадекватность. Сразу оказывает помощь. Соглашается с тем, что ребенок ни на что не способен. Остается беспомощным. Дать возможность ребенку попробовать свои силы, поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят.

5. Молчалив, нерешителен, не может постоять за себя, свои интересы. Не высказывает свою точку зрения. Избежать контактов со сверстниками и взрослыми. Акцентирует внимание, стыдит, обсуждает поведение при других взрослых; не обращает внимания на то, что ребенок играет в одиночестве. Застенчивость, нерешительность усугубляется. - Привлечение к групповой деятельности. Тренировать навык общения.

- В игре давать роль не свойственную ребенку (смелую, активную)

- Замечать успехи демонстративно.

- Давать посильные поручения

- Отвлекать внимание от раздражающих мыслей и переживаний

- Не подавлять инициативу, вселять уверенность в успех.

- Повышать самооценку, создавая ситуацию успеха.

- Не сравнивать с другими детьми.

6. Страх, боязливость. Привлечение внимания. - запугивание сказочными героями, животными, темнотой, одиночеством;

- физическое наказание, как воспитательное мероприятие;

-тревожность взрослых;

- излишняя опека (не трогай, а то, не бегай, а то). Тревожность, ситуация усугубляется в случае негативного опыта ребенка (боль от лечебных процедур и т. п.). Разрушение доверия между ребенком и взрослым. - Дать возможность реализовать фантазию, воображение через рисунок, сказку.

- Не запугивать ребенка. Не напоминать о страхе.

- Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать. В случае, если страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, при необходимости необходимо обратиться к специалисту (психолог, психоневролог).

7. Сосет палец, грызет ногти, навязчивые движения и т. п. Самозащита. Стыдить, жаловаться, лишать ласки и теплоты при общении, строгость родителей, постоянное «нельзя». Завышенные ожидания от ребенка, сравнение с другими детьми. Переживание, беспокойство, нервность, напряжение. - Избегать ситуаций, повышающих тревогу (ожидание и т. д.);

- Не предвосхищать результат деятельности ребенка. Задания должны соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка;

- Не ругать, не сердиться, не наказывать физически;

- Разнообразить игрушки;

- Наладить его детские контакты;

- Исключить (на время) возбуждающие мероприятия (фильмы, страшные истории и т. п.).

8. Нервный ребенок. Не умеет и не хочет владеть собой. С возрастом проблемы сна и аппетита нарастают Не осознается ребенком. Упрекает, читает нотации, стыдит, пугает. Неуправляем, разболтан, непредсказуем. Кричит, командует, требует. Эмоционален, обидчив. - Причины отклонения в поведении необходимо уточнить у врача (возможна невропатия). Строго выполняйте рекомендации врача.

- Не предъявляйте ребенку требования, не соответствующие его возможностям лишь только формирующейся психики.

- Не показывайте свои переживания, страхи.

9. Гиперреактивность, «непослушаемость» рук, тела, ног. Ребенок- исследователь. Импульсивный, шумный. Сон беспокойный. Не осознается ребенком. Раздражение и жалость. Нравоучения и упреки. Неусидчивость, рассеянность, ищет оправданий и верит в них. Настроение резко изменчиво. Негативизм и агрессия (конфликтен). - Необходима консультация психоневролога. Строго выполняйте рекомендации врача; Запаситесь терпением;

- Лишить ребенка возможности соблазна чем- либо опасным, интересным и т. п.

- Единая воспитательная позиция взрослых;

- Соблюдайте режим дня (ребенок четко должен знать, что за чем нужно сделать);

- Игра- главное лекарственное средство. Планируйте игру. Чаще играйте в настольные игры;

- Желательны занятия спортом;

- Не раздражайтесь при неудаче. Спокойно повторите ему задание.

Не проявляйте Чувство жалости к ребенку.

- Комната ребенка должна быть в спокойных тонах.

-Ограничить просмотр телевизора.

-Избегайте шумных компаний.

10. Часто лжет, хвастается (после 4-х лет). До 6 лет ребенок еще не сознательный. Реальность фантазий велика. Ложь, как защита или нападение ребенка. Ложь- лекарство против стресса. Сравнивает с другими детьми. Осуждение, запрет («нельзя», преувеличение, запугивание, не системность контроля. Недоверие. Деформация самооценки (занижается или завышается, месть. Проверяет свою тактику, влияние на других. - общайтесь «на равных».

- не сравнивайте с другими детьми, вызывая ревность и соперничество. Не лгите при ребенке.

-Постарайтесь найти причину лжи. Что это – ложь - нападение; защита; ревность; фантазия; вежливость; самозащита.

- Если ребенок не сознается во лжи - не заставляйте, расскажите историю о том, что случается с врунишками. Если сознался - значит честный. Учите говорить любую правду.

- Поощряйте искренность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2024 в 19:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Малышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД