Нина Колесникова
Консультация «Профессиональный стандарт — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Руководитель будет обязан применять профессиональный стандарт при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации. Данный документ включает в себя перечень профессиональных и личностных требований к педагогу.
Публикация «Консультация „Профессиональный стандарт — педагог“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Стандарт педагога является документом, при прочтении которого требуется знание других нормативных - законодательных актов, без которых полного понимания можно и не достичь. В частности это касается ст. 48 ФЗ от 29.12.20182 № 273-ФЗ (ред. От 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей обязанности и ответственность педагогических работников.
1. Педагогические работники обязаны :
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и эстетические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3)уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4)развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой области в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные (при поступлении на работу) и периодически медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка;
12)педагогические работники несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации.
Учитывая данные моменты, следует рассмотреть Стандарт педагога с позиции педагога дошкольной образовательной организации.
Стандарт педагога состоит из четырех разделов:
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
VI. Сведения об организациях-разработчиках Профессионального стандарта.
Из раздела I Профессионального стандарта педагога понятно, что он регламентирует деятельность дошкольного образования по должностям, группа занятий: 3320 «Персонал дошкольного воспитания и образования».
Иссходя из Госстандарта России «Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93» (2006г.) следует, что персонал дошкольного воспитания и обучения (базовая группа 3320) организует и осуществляет деятельность по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, направленную на их физическое и умственное развитие, формирование навыков общения.
Их обязанности включают:
- планирование и организацию учебно-воспитательной деятельности, способствующей физическому развитию и навыков общения детей;
- проведение работы по развитию у детей языковых навыков, обучению их играм, разучиванию песен, стихов, сказок;
- контроль за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка;
- наблюдение за детьми, обсуждение совместно с родителями (законными представителями) их успехов;
- обучение детей правилам общественного поведения, обеспечивающим безопасность и бесконфликтность общения;
- помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей в семье;
- выполнение других родственных по содержанию обязанностей;
- руководство другими работниками.
Из официального текста Стандарта педагога следует, что основная цель профессиональной деятельности педагога - оказание услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (Организациями, осуществляющими обучение).
Раздел II Стандарта педагога посвящен описанию трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Разделены обобщенные трудовые функции, которые конкретизируются через трудовые функции. Для реализации трудовых функций педагогу требуется определенный уровень квалификации. В Стандарте педагога читаем : «Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное или среднее профессиональное по направлению подготовки «Образование и педагогика». При этом минимально допускается срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессионально переподготовки - не менее 250 часов.
Итак, стандарт педагога регламентирует деятельность педагогов школьной дошкольной ступеней образования. По этой причине в официальном тексте нет привычных нам формулировок типа «воспитанник», «организованная деятельность», «режимные моменты», что вызывает некоторое беспокойство. Это усугубляется и присутствием в официальном тексте несвойственных дошкольному образованию видов деятельности.
Рассмотрим подробно в контексте ФГОС две обобщенные трудовые функции педагога :
А - Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования;
В - Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ.
Согласно Стандарту педагога, обобщенная трудовая функция А содержит три трудовые функции:
1) общепедагогическая функция. Обучение;
2) воспитательная деятельность;
3) развивающая деятельность. В разделе III Стандарта педагога дана характеристика каждой функции в единой логике описания: трудовые действия, необходимые навыки, необходимые знания.
Реализация трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» (действия, умения, знания)
Согласно Стандарту педагога, «Общепедагогическая функция. Обучение» содержит описание трудовых действий. В соответствии с функциями современного детского сада данные трудовые действия могут подразумевать следующее.
- Разработка и реализация основной образовательной программы дошкольного образования (включая адаптированную с учетом возможностей детей).
- Осуществление профессиональной деятельности педагога в соответствии с требованиями ФГОС ДО (реализация пяти образовательных областей через виды детской деятельности).
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и реализация педагогом организованной деятельности с детьми.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
- Осуществление контроля качества образования через организацию педагогической диагностики в двух направлениях согласно ФГОС ДО: для индивидуализации образования и для оптимизации работы с группой.
- Создание условий для формирования у детей мотивации к обучению.
- Создание условий для ознакомления детей с возможностями интерактивных (компьютерных технологий) в образовательном процессе и досуговой деятельности.
Необходимые умения педагога для реализации функции «Общепедагогическая функция. Обучение» в контексте дошкольного образования следующие.
• Педагог готов осваивать и владеет различными современными педагогическими технологиями : проектная деятельность, экспериментирование и т. п. ;
• Педагог умеет объективно оценивать качество образования в группе в соответствии с реальными возможностями детей.
• Педагог готов использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в образовании: детей проявивших выдающиеся способности; детей, для которых русский язык не является родным; детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Педагог умеет организовывать все виды детской деятельности с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
• Педагог владеет ИКТ- компетентностью.
Необходимые знания педагога для реализации функции «Общепедагогическая функция. Обучение» в контексте дошкольного образования следующие.
• Организация педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО и основной общеобразовательной программой (в том числе адаптированной).
• История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
• Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траектории жизни, их возможные девиации, а так же основы их психодиагностики.
• Пути достижения образовательных результатов и способы оценки качества образования воспитанников.
• Основы методики дошкольного образования, основные принципы деятельностного подходы, виды и приемы современных педагогических технологий.
• Рабочие программы как основной документ педагога.
• Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность, ФГОС ДО, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство.
• Конвенция о правах ребенка.
Реализация трудовой функции «Воспитательная деятельность» (действия, умения, знания)
Трудовые действия:
1. Регулирование поведения воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.
2. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как в организованной, так и в совместной досуговой деятельности и режимные моменты.
3. постановка воспитательных целей, способствующих развитию дошкольников, независимо от их способностей и характера.
4. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилам внутреннего распорядка ДОО.
5. Проектирование и реализация дополнительных образовательных программ.
6. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)
7. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и его ценностные ориентации).
8. Содержание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
9. Развитие у воспитанников познавательно активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни.
10. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
11. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Необходимые умения:
• Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
• Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
• Владеть методами организации экскурсий, походов.
• Сотрудничество с другими педагогическими работниками другими специалистами в решении воспитательных задач.
Необходимые знания:
Научное представление о результатах образования, путях их достижения, и способах оценки.
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Нормативные, правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов)
Реализация трудовой функции «Развивающая деятельность» (действия, умения, знания)
Трудовые действия:
1. Выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем воспитанников, связанных с особенностями их развития.
2. Применение инструментариев и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
3. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных, необходимых для адресной работы с различным контингентами воспитанников: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дети для которых русский язык не является родным, дети с ОВЗ.
5. Оказание адресной помощи воспитанникам.
6. Взаимодействие с другими специалистами в рамках ПМПк.
7. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
8. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире вертуальной реальности и социальных сетях.
А теперь давайте немного порассуждаем и ответим на вопросы:
Чего нам ждать от профстандарта?
Какие плюсы вы видите в ведении профстандарта?
С какими проблемами столкнется педагог после введения профстандарта?
Больше всего меня в вопросе введения профстандарта смущает…
Для того, чтобы Вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким-то образом презентовать.
Упражнение «Объявление»
-Я предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда превращается в ДОУ и в
течение 3х минут должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой детский сад. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой детского сада.