Получи документы

Семинар «Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»

Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар «Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

«Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

«Мы объединились, потому что мы похожи».

Цель: сплочение группы, создание атмосферы доверия и комфорта внутри группы (все участники).

Ведущий:

«Встаньте, пожалуйста, в круг. Давайте сейчас вместе найдем, чем мы похожи, что нас объединяет. Каждый по очереди назовите своего соседа слева по имени и скажите ей» : «(Имя, мы объединились, потому что мы похожи: и у тебя, и у меня…» - и назовите предмет или что-то еще, что вас объединяет с соседом. Повторять слова, названные другими участниками, нельзя. Давайте я начну: Татьяна, мы с тобой объединились, потому что мы похожи. И у тебя, и у меня серые глаза».

Публикация «Семинар „Профессиональный стандарт „Педагог“, как инструмент реализации ФГОС“» размещена в разделах

Мы сегодня будем говорить о профессиональном стандарте педагога он распространятся для всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч. 1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация». Что такое профстандарт педагога? Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда. Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2020 года будут применять в качестве:

1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

3. Инструмента роста качества российского образования.

4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях. Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество. Содержание Профстандарта педагога Педагог должен выполнять трудовые действия:

• Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

• Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы

• Развитие профессионально значимых компетенций

• Формирование психологической готовности к школьному обучению

• Организация различных видов детской деятельности

Педагог должен уметь :

• Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

• Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

• Владеть ИКТ - компетентностями.

• Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Педагог должен знать :

• Приоритетные направления развития образования РФ,

• законы в сфере образования и прав ребенка.

• Рабочую программу и методику обучения.

• Закономерности развития ребенка и детской деятельности.

• Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач. В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем. Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися. Новые компетенции которые должен использовать педагог, специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых обучающихся:

работа с одарёнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста.

дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога.

Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

Методологическая компетентность. Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса.

Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно- следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.

Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, «Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога) Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашем образовательном учреждении имеется интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, мультимедийная установка, ноутбук, компьютер) В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно– образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

осуществление целостного педагогического процесса;

создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

консультативная помощь родителям;

создание условий для социализации детей;

защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями,специалистами ДОУ.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).

Работа в методических объединениях, творческих группах.

Исследовательская, экспериментальная деятельность.

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

Различные формы педагогической поддержки.

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.

Обобщение собственного педагогического опыта.

Проблемные семинары и вебинары.

Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время… Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.

Проблема профессионального саморазвития актуальна для каждого педагогического работника. Естественно, в каждой образовательной организации ведется многоаспектная работа по подготовке коллектива к работе в новых условиях. Но полноценной подготовкой воспитателя к работе в новых условиях будет в том случае, если он сам «примерит» к себе предъявляемые к его профессии требования то есть, займется самообразованием. В процессе мастер-класса коллеги представится возможность спроектировать модель профессионального саморазвития.

Приглашаю участниц занять места за рабочими столами. Наглядной иллюстрацией структуры проектируемой образовательной модели будет макет дома. У каждой из вас есть такой макет и рекомендуемые методические материалы,если на мой вопрос вы затрудняетесь дать собственный ответ, можете воспользоваться, предлагаемыми материалами. Проектируемая нами модель будет представлена блоками по аналогии с этажами дома.

Вопрос № 1

Назовите свое настроение, с которым вы будете работать. ( Варианты: «Каждая ситуация, если ее правильно использовать, становится возможной». «Начни с себя, и будет мир прекрасен». «Плыву не так как ветер дует, а как парус поставлю». «Меняйтесь раньше, чем вас заставят сделать это ваши условия работы». «Без стремления к саморазвитию и самообразованию педагога – профстандарт останется на бумаге»).

Хозяину дома перед закладкой фундамента необходимо провести финансовый аудит, а педагогам при проектировании модели саморазвития провести рефлексивный обзор своих профессиональных возможностей.

Настал момент проявить вам свою оригинальность в выборе цели, которая станет основой проектируемой образовательной модели и вектором вашего саморазвития, ну, и, конечно же, фундаментом дома. При необходимости воспользуйтесь материалами №1 и выберите приоритетную для вас цель из предложенных. ( Варианты: Осознание своих сильных и слабых сторон; анализ педагогического опыта; степень мотивации к самообразованию. Обеспечение условий для своего профессионального роста как педагога, способного свободно ориентироваться в реалиях современного дошкольного образования; создание ситуации для творческой самореализации воспитателя в аспекте предъявляемых требований к его профессиональной деятельности; создание собственной модели повышения профессиональной компетентности педагога в соответствии с предъявляемыми требованиями к его профессиональной деятельности). И напишите её на фундаменте.

Строительство первого этажа

Пора приступить к строительству первого этажа и проектированию следующего планово-прогностического блока модели саморазвития.

Для успешной реализации цели нам необходимо определить задачи. Примерные варианты под №2. ( Варианты: обеспечить условия для успешного профессионального саморазвития на основе личностного самоопределения и самореализации; ориентировать свое саморазвитие на применение в образовательном процессе личностно-ориентированной технологии как механизма развития личности ребенка и др.).

Что мы предусмотрим в планах своей деятельности на данном этапе? Вам могут помочь материалы под №3. ( Варианты: изучение теории вопроса по материалам сайта «https://профстандартпедагога. рф»; создание картотеки методической, педагогической литературы; подбор образцов документации по обозначенной проблеме и др.).

Напишите предложенные вами варианты в окнах первого этажа.

А теперь наступил момент поразмышлять над педагогическим прогнозом. Вы можете воспользоваться материалами № 4. Назовите их и вставьте ваши прогнозируемые результаты в красные балконы под окна. ( Варианты: рост имиджа воспитателя среди коллег и родителей; индивидуализация образовательной деятельности с ориентацией на личностное развитие ребенка и др.).

Строительство следующего этажа и проектирование практического блока модели саморазвития

Коллеги, мы возводим следующий этаж и определяем мероприятия практического блока модели саморазвития. В данном случае вы должны посмотреть на себя глазами педагога, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт и выбрать эффективные формы реализации намеченных планов. Какие формы обеспечат вам успешное решение намеченных планов? Обратите внимание на методические материалы № 5.( Варианты: неделя творческого мастерства; профессиональные конкурсы; семинары и др.) .

Возведение крыши и проектирование аналитико-рефлексивного блока модели саморазвития.

На данном этапе мы анализируем полученные результаты, планируем перспективу его развития, транслируем опыт саморазвития на разных уровнях. Воспользуйтесь материалами №6 и прикрепите крышу. «Педагог – профессионал»,

Мы построили с вами не дом, накрыли его крышей, но, посмотрите, крыша подтекает, здесь капля. Значит, что-то мы не учли. Мы говорили о развитии педагога как профессионала, но забыли о педагоге, как о личности. Снимите каплю и прочитайте, что там написано.

Эмпатия – это прекрасная возможность увидеть проблему с позиции ребенка.

Креативность – это верный способ достижения успеха на профессиональном пути.

Целеустремленность – целеустремленный человек всегда добивается высших результатов.

Искренность – главный механизм в отношениях с детьми.

Толерантность – она не позволит вам неуважительно отозваться о ребенке.

Тактичность – она позволяет вам хвалить ребенка публично, а анализировать его недостойное поведение наедине с ним.

Считаю, что вышеназванные качества личности необходимо развивать каждой из нас.

Заключительное слово методиста

Возьмите с собой этот дом и надейтесь на чудо, что в Новогоднюю ночь вместо деда Мороза придет профессиональный стандарт и скажет : «А вот и я! Прошу любить и жаловать!» А вы в ответ ему: «Ждала тебя, добро пожаловать!».

Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.

Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов.

Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.

Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».

Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дает возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Семинар «Современный, стильный, модный педагог»Семинар «Современный, стильный, модный педагог» План работы семинара – практикума «СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬНЫЙ, МОДНЫЙ ПЕДАГОГ.» 12.30-12.40 Встреча и регистрация участников семинара.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017»Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017» В этом году в седьмой раз прошел муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов, под названием «Педагог года 2017», в котором.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 09:57
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Профессиональный стандарт «Педагог», как инструмент реализации ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Маргарита Сергеевна (УИ 120386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД