Светлана Веселко
Семинар по проблемам преемственности дошкольного и начального школьного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность –
объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.
Это - не только ликвидация старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального,
что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытие, ни в познании.»
1. Назовите психологов, педагогов, которые исследовали вопросы преемственности в образовании дошкольников и младших школьников?
Публикация «Семинар по проблемам преемственности дошкольного и начального школьного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
(Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков; СухомлинскийВ. А., Ушинский К. Д., Кравцова Е. Е.)
2.
Какие приоритетные цели предполагает непрерывность дошкольной и школьной образовательных программ?
Непрерывность дошкольной и школьной образовательных программ предполагает следующие приоритетные цели.
На дошкольной ступени На ступени начальной школы
1. Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка;
2. Развитие его общих способностей, произвольности, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное обучение на следующем этапе. 1. Физическая культура ребенка, его познавательное развитие и социализация, соответствующее возрастным возможностям;
2. Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром, сформированность учебной деятельности и готовность к обучению в среднем звене школы;
3. Назовите основной показатель готовности к школе (учебная мотивация)
4. Какие средства развития ребенка рассматриваются в системе непрерывного образования (знания, умения, навыки)
В чем заключается задача детского сада – воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др., а не обучать его простейшим школьным навыкам. Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.
В чем заключается преемственность в работе ДОУ и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появления соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать обычно возникает не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста. А в случае вытеснения игры занятиями по школьному типу – еще позже. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период с детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью. Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс требующий пристального внимания и длительного времени.
Назовите основные задачи сотрудничества ДОУ и школы :
• улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;
• обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
• углубление интереса к жизни в школе;
• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
Какие формы преемственных связей вам известны?
• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Первый конкурс – разминка
Б) Докажите, так это или не так, применяя свой опыт, что:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов (дискуссия)
Ведущий: Итак, начало развитию мышления даёт рука.
II. Основная часть:
Ведущий: Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками.
В)Игроки вспоминают пословицы, поговорки, песенки, высказывания о руках (чья команда больше вспомнит). Например:
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
Ведущий: Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая-святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.
Осуществляя преемственность со школой, мы поняли, что слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Для этой цели педагогами уже разработаны специальные упражнения – пальчиковые и дыхательные, всевозможные растяжки. Такие двигательно-оздоровительные моменты не требуют особой подготовки и наглядности. Они помогут заполнить любую паузу, любой момент непредвиденного «ожидания» детьми чего-либо с пользой и удовольствием.
Решение педагогических ситуаций.
Мать 10-летнего мальчика рассказала: «Может быть, мы сами виноваты - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый мальчик – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять неудача. И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше расположена к девочкам, мальчики ее раздражали своей беспокойностью. После второго класса он уже к пятеркам не рвался, но учение было нерадостно для него. А дальше пошло-поехало…»
Как вы думаете, почему так произошло и что необходимо сделать. чтобы исключить такие ситуации?
Докажите, так это или не так, применяя свой опыт, что:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов
Итак, начало развитию мышления даёт рука…
Решение педагогических ситуаций.
Мать 10-летнего мальчика рассказала: «Может быть, мы сами виноваты - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый мальчик – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять неудача. И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше расположена к девочкам, мальчики ее раздражали своей беспокойностью. После второго класса он уже к пятеркам не рвался, но учение было нерадостно для него. А дальше пошло-поехало…»
Как вы думаете, почему так произошло и что необходимо сделать. чтобы исключить такие ситуации?