Людмила Митина
Семинар — практикум «Знакомство дошкольников с финансовой грамотностью»
▼ Скачать + Заказать документы
XXI век – век экономических империй, век, где показатель успешности страны напрямую зависит от ее экономики. Отсюда изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующие современное общество, побуждающее к пересмотру направлений развития образования. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.
Публикация «Семинар — практикум „Знакомство дошкольников с финансовой грамотностью“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023г. г., утверждённой распоряжением правительства Российской федерации, содержащей определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит приобщение ребенка к социальному опыту, накопленному предыдущими поколениями в различных сферах человеческой деятельности. Ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, работа, цена, скидка, стоимость. Потребность в экономических знаниях появилась у населения нашей страны с переходом к рыночной экономике. Независимо от того, занимается дошкольное образовательное учреждение вопросами экономического воспитания или нет, ребенок черпает некоторые знания из окружающей жизни, правда для него это лишь база информации, а не инструмент, которым он может пользоваться осознанно. Экономическое воспитание – новая область в педагогике, столь необходимая в сегодняшних условиях. Оно базируется на экономических знаниях, особенность которых заключается в возможности трансформировать знание того, что нужно делать в понимании того, как это сделать.
Необходимость формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос формирования у детей основ экономической культуры, привлечения детей к «взрослой» экономике. Безусловно, это один из факторов экономической социализации, которая влияет на отношение ребенка к духовным и материальным ценностям, на экономическую социализацию детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний, осознание детьми экономических понятий. Изучение основ экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить экономические понятия, потребности, природные ресурсы, товары и т. д. Помогает приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе, а также сформировать стимулы к овладению экономическими знаниями и приобретению экономического опыта. И, в первую очередь, сохранить преемственность с новой ступенью жизни – школой, где, неожиданно для ребенка, взвалиться еще одна ответственность – деньги.
На современном этапе образовательного пространства приобщение детей к миру экономической действительности является одной из сложных и значимых задач. В процессе экономического воспитания ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономической действительности, получает о ней элементарные представления о труде, профессиях родных и близких. Начальные сведения об экономике своего города или деревни, о профессиях, связанных с бизнесом, продукцией выпускаемой на предприятиях, операциях изготовления, реализации, учатся уважать людей, которые трудятся, и честно зарабатывают свои деньги.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются : воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Основной вид деятельности у дошкольников это – игра. Сегодня мы обсудим вопросы финансовой грамотности, используя игровой подход. Современные технологии экономического воспитания, с которыми я вас познакомлю можно использовать как в организации с детьми, так и в работе с родителями.
Приглашаю принять участие в педагогическом практикуме по финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
Какое животное всегда при деньгах (свинья)
Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
Информация о товаре (реклама).
Что такое бартер? (обмен).
Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
Место торговли, где можно торговаться (рынок).
Как называются иностранные деньги? (валюта).
На товаре быть должна обязательно (цена).
Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)
Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)
Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)
Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)
И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Вывод по разминке: Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.
Задание № 1 называется «Продолжи предложение».
Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
3. Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.
б) Согласится и купить эту вещь.
в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.
4. Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
Вывод: Правильно уважаемые коллеги, в ваших ответах услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.
Задание №2
Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.» Вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ и дать краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2 Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
3 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
4 В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)
5 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
6 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
7 Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
8 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)
9 в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)
Вывод: Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.
Задание № 3
Переходим к следующей игре. Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. ( ответы: Игра). Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем : Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов (это есть в программе)
Назовите мне два финансовых действия с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх- магазин, театр, заправка?
Ответы: (это покупка и продажа)
А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? («Ярмарка», «Рынок»).
Вывод: через игру мы формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Задание № 4
Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будет так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, догадались, что речь идет о рекламе.
Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?» ( ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Предлагаю вам выступить в роли рекламного агента. Нужно прорекламировать товар. (придумать 4стишие)
Задание № 5
Предлагаю, работая в группе, распределить пословицы и поговорки по группам.
Пословицы и поговорки:
О труде:
«Дело мастера боится»
«По работе и плата»
«Кончил дело – гуляй смело»
«Терпенье и труд все перетрут»
«Труд кормит, а лень портит. без труда не выловишь рыбку из пруда»
О деньгах, цене:
«Время-деньги»
«Деньги – не люди, лишними не будут»
«Доход не живет без хлопот»
«Получишь доход – явится и расход».
О купле-продаже, товаре:
«Хороший товар не залежится»
«На что спрос, на то и цена»
«Кота в мешке покупать нельзя».
О бережливости:
«Бережливость лучше богатства»
«Бережливая вещь два века живет»
«Запас человека не портит».
О лени:
«Леность наводит на бедность»
«Лень до добра не доводит».
«Лень, отвори двери! Хоть сгорю, да не отворю!»
О добре:
«Доброго держись, а от худого удались»
«Доброе дело само себя хвалит».
О жадности и зависти:
«В одну лапу всего не сгребешь»
«В чужой лодке всегда больше рыбки»
«Глаза завидущие, руки загребущие»
«Жадность – что река: чем дальше, тем шире»
«Ни себе, ни людям».
Задание № 6
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БУДЕМ ДЕНЕЖКИ СЧИТАТЬ»
Один, два, три, четыре, пять
(шагаем на месте)
Будем денежки считать
(сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом
(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить
(отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Вывод: Через игру мы даём ребёнку понимание того, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом.
Задание №7
Когда-то давным-давно на банкнотах изображались люди, которые вошли в историю нашей страны. Но со временем вместо них на банкнотах стали появляться виды российских городов. Изначально это была только столица нашей родины. Но реформы 1995 года привели к тому, что на российских банкнотах стали появляться различные архитектурные сооружения нашей страны.
1. На какой банкноте изображен Красноярск. (Десять рублей)
Та сторона, которая является лицевой, показывает часовню Параскевы Пятницы и мост, проходящий через знаменитую реку Енисей. На другой стороне показана плотина гидроэлектростанции Красноярска.
2. Изображение на денежном знаке с этим номиналом посвящено городу Архангельску. Та сторона, которая является лицевой показывает памятник, посвященный Петру Первому. На другой стороне - Соловецкий монастырь. (Пятьсот рублей)
3. Эта банкнота имеет на себе изображение московских видов. На той стороне купюры, которая является лицевой, показан Аполлон с квадригой, то есть колесницей. Располагается это архитектурное сооружение на здании Большого театра. Та сторона, которая находится на обороте, показывает само здание Большого театра и находящейся перед ним театральной площади. (100 рублей)
4. Купюра с этим номиналом имеет изображение славного города Ярославля. Та сторона, которая является лицевой, показывает памятник, воздвигнутый в честь символа этого города – Ярослава Мудрого. Кроме того, на этой же стороне имеется часовня, которая находится на фоне Кремля Ярославля. На обратной стороне изображение храма Иоанна Крестителя и колокольни. (1000 рублей)
5. Изображение этой мелкой купюры посвящено Санкт-Петербургу. (Пятьдесят рублей)
Достопримечательности этого города украшают эту купюру. С лицевой стороны колонна с женской фигурой, сидящей на троне (символизирует Неву). Петропавловская крепость видна из-за колонны. На оборотную сторону нанесено изображение бывшей биржи, которая находилась на набережной.
6. На лицевой стороне этой банкноты изображен мост на остров Русский во Владивостоке, а на обороте — космодром Восточный в Амурской области. (2000 рублей)
7. На банкноте, с каким номиналом лицевой стороны изображен Памятник затопленным кораблям в Севастополе, а на обороте — Херсонес Таврический. (200 рублей)
6. Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного Муравьеву-Амурскому. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне пятитысячной купюры изображение моста, проходящего над рекой Амур. (Пять тысяч рублей)
Задание №8
Уважаемые коллеги! Продолжаем работать с пословицами и поговорками. «Объясни пословицу или поговорку». Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Гроша ломанного не стоит».
Вывод:
Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
Задание № 9
Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.
* * *
Она всего лишь небольшая птица,
В слове букву «Г» смените на «П», и тогда
Она сразу же превратится
В самое простейшее орудие труда.
(Галка. Палка.)
* * *
Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.
Без буквы одной – это уже государственное учреждение.
(Банка. Банк)
* * *
Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…
При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.
(Финансы)
* * *
Первый слог – всего лишь нота,
Второй – для шахматиста главная работа.
Слово из них означает итог,
Успешной работы залог.
(До. Ход. Доход.)
* * *
Судно по озеру плывет
И тяжелый груз везет,
Но стоит букву заменить,
Ты сможешь акции купить
(Баржа. Биржа)
Подведение итогов.
Сегодня я познакомила вас с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, которые вы можете использовать в работе по финансовой грамотности. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
Исходя из всего услышанного, я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка.