Елена Николаевна
Семинар-практикум «Комплексный подход к развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
-Я рада приветствовать Вас в нашей педагогической мастерской, и предлагаю Вам поприветствовать друг друга, но не совсем обычно, а с разными эмоциональными оттенками. (Упражнение «Приветствие»). (Слайд 2)
Итак, мы видим, как одно слово, произнесённое с различной эмоциональной окраской, может повлиять на дальнейший стиль общения участников.
Все мы знаем, что личность формируется и функционирует в постоянном взаимодействии с другими людьми. В качестве одного из механизмов этого взаимодействия выступает общение или коммуникация.
(Слайд 3)
Публикация «Семинар-практикум „Комплексный подход к развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Понимание личности как коммуникативной, рассмотрение самого процесса общения как взаимодействия, а именно, субъект-субъектных отношений содержится в работах учёных разных поколений. На основе некоторых теоретических положений Л. С. Выгодского, М. И. Лисиной, Е. Е. Кравцовой, Р. Б. Стеркиной, В. А. Маралова выстроена наша система работы по развитию коммуникативной компетентности.
Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
Главным условием повышения качества дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. В связи с чем, необходимо формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми.
Именно поэтому мы обращаемся к понятию «коммуникативная компетентность», которая включает в себя следующие компоненты : (Слайд 4)
- Грамматическая компетенция
- Социолингвистическая компетенция
- Компетенция высказывания
- Компетенция речевой стратегии
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений.
Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка, объективная требовательность к нему, искренность и доброжелательность.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест «Проверьте какой вы педагог» (модификация Р. Р. Калининой).
Итак, уважаемые педагоги, пройдя этот тест, вы оценили себя как педагога, возможно его результаты станут стимулом для дальнейшего совершенствования ваших профессиональных умений. Этот тест остаётся у вас, вы можете предложить его своим коллегам.
Почему же проблема комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников в системе дошкольного образования на сегодняшний день актуальна? (Слайд 5)
Из указанных аспектов хотелось бы выделить тезис о недостаточно высоком оценивании значения коммуникативного развития ребенка. А ведь сегодня это действительно важная проблема, к решению которой мы должны подходить комплексно, интегрируя все направления воспитательно-образовательного процесса.
(Слайд 6)
Таким образом, работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой цель: Развитие социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей 6-7 лет.
Естественно для успешной реализации поставленной нами цели необходимо решить задачи по формированию коммуникативной компетентности педагогов.
Задачи: (Слайд8)
В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств в разнообразных ситуациях общения; построении эффективного диалога с дошкольникоморганизации поддерживающего взаимодействия, безопасной, здоровьесберегающей среды общения; обеспечении гармоничного развития познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной, нравственной сферы ребенка.
Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.
- Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Перед вами описания шести воспитательских позиций, а также сказочные герои, каждому из которых соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев сказок к соответствующим педагогическим позициям. (Слайд 8)
Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его установок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Дети быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет. Он умён, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Как следствие, отсутствие у детей любознательности и эмоциональности.
Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему.
Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, ни на минуту не оставляет детей без внимания и контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжуёт и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость действовать самостоятельно.
Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением.
Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Главное – любит детей!
-Как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?
Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
(Слайд 9)
Нами были определены задачи по формированию коммуникативных умений детей (Слайд 10)
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Я считаю, что наблюдение за тем, как ребенок играет является наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом определения уровня его коммуникативных умений. Игра помогает развивать у ребёнка способности к восприятию различных коммуникативных средств вербального и невербального общения.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников помогают научиться сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, говорить самому.
- Я предлагаю вам игру на развитие умений использовать невербальные средства общения – мимику и жесты.
Разговор через стекло
Воспитатели становятся друг напротив друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.
- А теперь игра на развитие вербальной коммуникации
Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».Тот, кто первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Таким образом, у нас был создан проект модели комплексной работы, которая содержит три основных раздела (Слайд 11)
Развитие коммуникативных компетенций дошкольников осуществляется в различных видах деятельности – совместной педагога и ребёнка и самостоятельной деятельности детей.
Направления работы с детьми (Слайд 12)
Все эти направления способствуют активизации сотрудничества со сверстниками, формированию дружеских отношений детей друг к другу, развитию их эмоциональной сферы.
Беспорно, для реализации этих напрвлений работы с детьми очень важное значение имеет организация развивающей образовательной среды и создание условий психологической комфортности дошкольников. (Слайд 14)
Говоря о комплексном подходе к развитию коммуникативных навыков детей, нельзя забывать о таком важном аспекте, как партнёрство и сотрудничество с семьёй. (Слайд 15)
Основными задачами является (Слайд 16)
Первый опыт общения ребёнок получает именно в семье. И от успешности этого взаимодействия зависит дальнейшее развитие детской личности.. Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех направлениях: проводятся различные консультации, семинары – практикумы, мы приглашаем родителей играть вместе с детьми в группе. (Слайд 16)
Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что смогла вызвать у вас интерес к данной проблеме, так как она затрагивает одну из важнейших сторон формирования и развития личности, так как только социально-адаптированный человек может добиться успехов в современном обществе. (Слайд 17)
Спасибо за внимание и участие!