Десятова Наталья Викторовна
Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Публикация «Семинар-практикум „Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: повысить компетентность педагогов в том, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
Задачи.
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности.
2. Систематизировать знания педагогов в особенностях и условиях развития речи детей.
3. Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.
У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры — драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность для развития речи ребенка, ее выразительности. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребёнок говорит от имени персонажа или куклы.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).
Таким образом, можно выделить задачи коррекции речи, решаемые через театрализованную деятельность детей с нарушением речи :
- Совершенствование познавательных процессов.
- Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
- Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника.
- Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.
- Овладение импровизационными умениями.
- Закрепление, активизация и обогащение словаря.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой,
движением основные эмоции.
- Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к
другу.
Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию.
- Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.
- Основные направления работы с детьми:
- Артикуляционная гимнастика.
- Чистоговорки и скороговорки.
- Пластические этюды.
- Мимические этюды.
- Упражнения на воображение.
- Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
- Упражнения на имитацию движений.
- Упражнения на активизацию словарного запаса.
- Упражнения на интонационную выразительность.
- Упражнения на формирование разговорной речи.
- Упражнения на отбивание ритма.
- Упражнения на речевое дыхание.
- Игры со словами и без слов.
- Хороводные игры.
- Подвижные игры с героями.
- Обыгрывание эпизодов.
- Инсценирование сказок, потешек, стихов.
- Показ театрализованных представлений.
Методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:
театрализованные игры – этюды;
речевые игры и упражнения с широким использованием элементов
национальной культуры, фольклора;
игры – драматизации;
игры в кукольный театр;
занятия по сценической речи;
инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
обогащение зрительного театрального опыта;
изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.
Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО. Разработана программа театрального кружка.
Созданы картотеки игр и упражнений: «Игры по развитию речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры», картотека мнемотаблиц. Созданы презентации «Виды театров», «Мир театра».
Виды театров
1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия
Используется:
— для инсценирования русских народных сказок.
— для разыгрывания коротких диалогов.
Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т. е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки
2. Конусный театр
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.
3. Театр Би–ба-бо
Театр Би–ба-бо хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
4. Театр теней
Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает
возможность почувствовать динамику, последовательность событий.
5. Театр масок
Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…
6. «Сценический театр»
Ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Литература:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В. И. Селиверстова. – М. : Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007