Наталья
Семинар-практикум для педагогов «Способы профилактики негативных личностных образований детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у педагогов систему знаний по профилактике негативных личностных образований; учить использовать в практической деятельности механизмы нравственного воздействия; скоординировать работу всех педагогов в данном направлении.
Литература:
Макарычева Н. В. Профилактика жадности, лжи и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет. -М. : АРКТИ, 2010.- 80 с.
Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : Сфера, 2004.
Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. -М. : АСТ-ПРЕСС, 1999.
Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М. : Пед. Общество России, 2001.
План семинара
1. Система работы по профилактике и коррекции негативных нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Механизмы нравственного воздействия.
2. Практикум.
-Упражнение «Лживый – честный стульчик»
-Чтение и анализ рассказа «Банка сгущёнки»
-Изображение этюдов на отдельные черты характера.
-Игра «Назови у сказочных героев 5 положительных и 5 отрицательных черт характера»
-Чтение и анализ пословиц.
-Разыгрывание проблемных ситуаций.
Подрастающее поколение формируется в сложных социальных услови-ях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей. Повышается проблематичность и актуальность целенаправленности нравственного воспитания в образовательном процессе. На дошкольные учреждения и школу ложится ответственность найти наиболее приемлемые методы и подходы приобретения детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали (В. В. Абраменковой, Н. И. Алексеевой, Т. И. Бабаевой, А. М. Виноградовой, В. Н. Левиной и пр.).
Именно в период 5-7 лет ребёнок активно познаёт мир чувств и человеческих отношений, формируется каркас личности будущего гражданина, его нравственного сознания.
В пятилетнем возрасте начинают явно проявляться просоциальные действия, которые непосредственно связаны с эмоциональной вовлечённостью в деятельность и сопереживаниями сверстника. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого (Лисина М. И. ,Мухина В. С. ,Репина Т. А., Рузская А. Г. ,Смирнова Е. О.).Всё это способствует формированию представлений у дошкольников о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и прочее.
К 7-8 годам дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека с окружающими людьми, отношения к деятельности, самому себе, а также у них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Дети учатся соотносить имеющиеся нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Однако, это получается не всегда и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребёнка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со свои-ми знаниями.
К тому же необходимо отметить, что именно в конце дошкольного воз-раста начинают проявляться и негативные нравственные образования. Корни детской жадности, лени, лжи, воровства, жестокости, эгоизма, зависти только на первый взгляд безобидны.
Поэтому в современной образовательной практике, как воспитателей дошкольных учреждений, так и учителей начальных классов продолжают волновать следующие вопросы: как научить ребёнка откликаться на проблему другого человека? Как воспитать умение честно признаться в совершенном поступке? Как научить детей (вопреки всему наблюдаемому в жизни) следовать нравственным ориентирам?
Проблема поиска путей управления качеством нравственного развития детей 5-8 лет действительно является актуальной.
Прочность и устойчивость усвоения той или иной нравственной нормы зависит от того, какой механизм будет положен в основу педагогического воз-действия. Изначально необходимы знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственной нормы, о необходимости её усвоения. У ребёнка должно появиться желание овладеть данной нормы. Появление мотива способствует формировании социального чувства. Чувства придают процессу формирования нравственного сознания значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества личности. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Следовательно, в основе работы с детьми данной возрастной группы должен быть положен следующий механизм нравственного воздействия:
(знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отноше-ния)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение) = нравственное каче-ство.
Главная особенность механизма нравственного воспитания за-ключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
В русле профилактического направления можно проводить занятия, цель которых состоит в формировании у детей представлений о биполярных качествах личности честности и лжи, щедрости и жадности, скромности и хвастовстве, трудолюбии и лени); и научении нравственно приемлемым формам поведения.
Разрабатывая систему занятий, необходимо учитывать, что нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. При его организации следует отдавать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются дошкольники. Именно эти отношения составляют истинный объект пе-дагогической деятельности.
Цель данных занятий заключается в формировании у детей представ-лений о честности и лжи, щедрости и жадности, скромности и хвастовстве, трудолюбии и лени.
Примерная тематика:
- Быть скромным, это хорошо или плохо?
- Чем отличается фантазия ото лжи?
- Почему люди воруют?
- Учитесь быть щедрыми!
В ходе проведения бесед детям даются представления о том, что поступки могут быть «красивые – некрасивые», «хорошие - плохие», «добрые - злые».
Очень важно научить ребёнка видеть и анализировать как поступки других людей, так и свои, представляя возможные последствия непродуманных действий.
Занятия должны строиться с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при выполнении заданий акцент делается на самостоятельность и поисковую творческую активность. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек. Каждый ребёнок должен приниматься таким, какой он есть. Признаётся его ценность, значимость, уникальность.
Каждое занятие может включать определённый теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента и формирование комплекса значимых поведенческих умений и навыков.
Ребёнку мало рассказать, кто такой честный и лживый человек, необхо-димо сформировать отношение к честным и лживым поступкам, желание быть частным. При проведении занятий в качестве основных методов и приёмов работы предлагается использовать: учебно-игровые упражнения, игры, чтение художественных произведений с последующим анализом, беседу, мини-конкурсы, упражнения, моделирование и анализ заданных ситуаций, сочинение историй, рассказ взрослого и рассказы детей, дискуссии.
Практическая часть семинара.
- Сегодня мы в играх и упражнениях отработаем навыки работы по формированию нравственных качеств. С этой целью необходимо разделиться на подгруппы. (Деление происходит по выбору цветных фишек, которые предлагаются педагогам перед практической частью семинара).
- Все педагоги объединяются в подгруппы, и каждой выдаются конверты с заданием.
1 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
Одному педагогу из первой группы предлагается со всеми участниками провести игру «Лживый и честный стульчик»
Упражнение «Лживый – честный стульчик»
Детям предлагают поочерёдно посидеть на двух стульчиках, вначале на «лживом», затем – на «честном». Ребёнку, сидящему на стуле, задают любые вопросы, на которые он должен обязательно ответить: если сидит на честном стуле – должен говорить только правду, если сидит на лживом стуле – неправду. В конце выполнения упражнения каждый сидящий делится впечатлениями, какие чувства он испытал и на каком стульчике, ему больше понравилось сидеть. Педагог обобщает сказанное и подводит к основному вопросу: быть честным, это хорошо или плохо?
В ходе выполнения упражнения решается проблема: Что необходимо сделать, чтобы избежать лжи? Предлагаются варианты ответов.
Эффективным способом активного отношения ребёнка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств, с чувствами, которые переживают другие герои, о которых он узнал из чтения художественных произведений, разыгрывание ситуаций, придуманного рассказа.
Педагог постоянно побуждает ребёнка оценивать увиденное, услышан-ное, выражать своё отношение и задумываться над тем, как бы он сам поступил в подобного рода ситуации. Большое внимание уделяется развитие способности к самостоятельной оценке своей деятельности.
Детям предоставляется возможность делать осознанный выбор нравст-венно-одобряемых действий за счёт проигрывания и последующего анализа биполярных ролей.
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Второй группе предлагается прочитать рассказ «Банка сгущёнки» и провести беседу с участниками семинара с подробным анализом прочитанного.
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Каждой группе предлагается придумать этическую сказку по заданным темам : «Обманщик волк», «Хвастливый павлин», «Ленивый хомяк». Очень важно, чтобы придуманная каждой группой сказка побуждала детей к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию своей внутренней позиции, учила самоанализу)
4 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Изобразить при помощи мимики и жестов этюды на выражение отдельных черт характера. Этюды: «Золушка несёт тяжёлые вёдра с водой», «Кощей над златом чахнет», «Злой Бармалей», «Добрая Баба-Яга», «Трусливая Красная Шапочка».
5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Подгруппе раздаются картинки с изображением сказочных героев. Предлагается назвать по пять положительных черт характера и пять отрица-тельных.
6 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Педагогам выдаётся карточка с шестью пословицами, предлагается объяснить доступным языком скрытый смысл каждой пословицы.
7 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Седьмой подгруппе предлагается разыграть несколько ситуаций.
Ситуация 1. Мальчик хвастается новой игрушкой.
Ситуация 2. Девочка не хочет помогать маме.
Ситуация 3. Девочка нечаянно разбила тарелку.
- Процесс нравственного воспитания нами рассматривается, как дина-мичный и творческий: воспитатель постоянно должен вносить в него свои кор-рективы, направленные на его совершенствование.
Вместе с тем, следует отметить, что нравственному развитию старшего дошкольника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети ещё не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений.
Усваивая то или иное моральное требование, дошкольник всё ещё полагается на авторитет воспитателя, родителей. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость дошкольника обуславливают его лёгкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Учитывая вышесказанное, важно, чтобы поведение взрослых было образцом поведения детей. Важно следить за каждым своим шагом, обдумывать каждое сказанное слово. Всегда нужно помнить, что за вами следят маленькие наблюдатели.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ СЕМИНАРА
Рассказ «Банка сгущёнки»
Жили два брата – Дима и Витя. Однажды вечером мама принесла баночку сгущёнки и сказала сыновьям, что уже поздно и лучше её открыть утром за завтраком. Дима уговаривал маму открыть вечером, но мама не соглашалась. Ночью, когда Витя спал, Дима проснулся и съел всю банку сгущёнки. Утром мама заметила, что банки нет. Она отправилась в спальную комнату и сказала только что проснувшимся мальчикам: «Вероятно, у нас ночью завелась мышка-норушка, серенькое брюшко и съела сгущёнку вместе с железной банкой». Очень расстроился Витя, а Дима слегка усмехнулся. Мама ушла на работу. Спустя время у Димы разболелся живот, Витя ему принёс таблетку, ухаживал за братом, рассказывал сказки. Диме стало стыдно, и он признался брату, что ночью съел банку сгущёнки. Витя не обиделся, а просто сказал: «Будешь жадничать – будешь болеть!»
Вопросы для анализа:
1. Почему мама не разрешила на ночь есть сгущёнку?
2. Догадалась ли она утром о случившемся?
3. Почему Дима признался брату, что съел сгущёнку?
4. Кто вам из мальчиков больше понравился?
5. Можно ли назвать Диму жадным?
6. Правильно ли поступил Витя?
7. Какие советы вы бы дали Диме?
Педагог подводит детей к мысли, что в жизни не нужно жадничать, это ни к чему хорошему не приведёт.
Чтение и анализ пословиц.
У русского народа много пословиц, в том числе и характеризующих леность. В них коротко говорится о хороших и плохих поступках людей. Детям предлагают задуматься, почему так говорят в народе:
- Делу – время, а потехе – час.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Делаешь наспех – сделаешь на смех.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.