Валентина Леготина
Семинар-практикум «Современные подходы к организации элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Тема: «Современные подходы к организации элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Слайд №2.
Мы с вами знаем, что одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Публикация «Семинар-практикум „Современные подходы к организации элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» апрель 2024
Проблема умственного воспитания на сегодняшний день чрезвычайно важна и актуальна. Поэтому большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.
«Математика приводит в порядок ум» говорил М. В. Ломоносов
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные дошкольниками математические представления, активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
ВОПРОС: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
С помощью новизны, необычности, неожиданности, несоответствия прежним представлениям, т. е. необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Слайды №3-16
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии:
- использовании интегрированного подхода во всех видах деятельности;
- создания правильно-организованной в группе развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
- наличие в группе занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса.
Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в индивидуальной работе, во время режимных моментов большое внимание уделяется развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Слайд №17.
Таким образом, решая математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал. Своими занятиями мы стремимся сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным.