Папки-передвижки

Семинар-практикум «Школа сенсорного мышления»

Раиса Маркс
Семинар-практикум «Школа сенсорного мышления»
▼ Скачать + Заказать документы

Школа сенсорного мышления

Слайд 2

Испольэование инновационных игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, это снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

Слайд 3

Интеллект – сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции в их взаимосвязи (П. Я. Гальперин).

Публикация «Семинар-практикум „Школа сенсорного мышления“» размещена в разделах

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт, закладывается в дошкольном детстве.

Сенсорные дидактические игры способствуют развитию у детей любознательности, целеустремлённости, активности, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения, что и является залогом успешного развития детей. Поэтому важно создание комплексного подхода в развитии интеллекта детей через внедрение современных развивающих игровых технологий.

Слайд 4

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше готовятся к школе.

Слайд 5

Одним из средств развития сенсорного восприятия дошкольников является дидактическая игра. Играя, ребёнок накапливает чувственный опыт. Дидактические игры должны использоваться в совместной и самостоятельной игровой деятельности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Слайд 6

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Поэтому интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Слайд 7

Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает :

1)развитие органов чувств;

2)овладение сенсорными эталонами;

3)усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).

Слайд 8

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанных человечеством. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Ребёнок знакомится с сенсорными эталонами в процессе игровой, художественной, конструктивной и других видов деятельности.

Примеры сенсорных эталонов :

- система геометрических форм;

- система цветов спектра;

- система звуков речи;

- шкала музыкальных звуков (ноты);

- ориентировка в пространстве и времени.

Слайд 9

При обследовании предметов дети учатся последовательно осматривать предметы – образцы, выделять их части, определять форму, величину, цвет. Старшие дети используют зрительное сравнение, опираются на сенсорные эталоны, связно передают в словах результаты восприятия.

Слайд 10

При поддержке взрослого дети 2 – 3 лет используют простейшие способы обследования: сравнение предметов по свойству, определение сходства – различия. Ребёнок подбирает пары, группирует по заданному образцу (по цвету, форме, величине).

Слайд 11

В 3- 4 года дети не только различают основные цвета, но и обозначают их словом. Называют геометрические фигуры. Усвоение сенсорных эталонов формируется при целенаправленном сенсорном воспитании.

Слайд 12

В 4 – 5 лет дети усваивают не только цвета спектра, но и оттенки, и называют их. Называют геометрические фигуры и называют их, составляют геометрические фигуры из частей. Частично умеют использовать сенсорные эталоны, сравнивать предметы, а также отражать признаки предметов в продуктивных видах деятельности.

Слайд 13

В старшем дошкольном возрасте идёт расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счёт систематизации представлений. В цвете: выделяют последовательность расположения цветов в спектре,

Деление на тёплые и холодные оттенки. Формы: делят на круглые и прямолинейные, преобразуют одну форму в другую (если взять два квадрата получится прямоугольник).

Дети сопоставляют между собой большое количество предметов, используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов и обозначают словом.

Слайд 14

Образовательная ситуация планируется и целенаправленно организуется педагогом. Воспитатель создаёт разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу.

Активно используются игровые приёмы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении опыта детей. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Слайд 15

Игре придавали большое значение видные представители педагогики и психологии. В программе «Детство», разработанной на основе и в соответствии с ФГОС дошкольного воспитания, игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Слайд 16

Классификация занимательных развлечений и дидактических игр по З. А. Михайловой. Логические игры и упражнения направлены на тренировку мышления. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их, а процесс решения и поиска ответа, основанный на интересе, невозможен без активной работы мысли.

Практическая часть.

Слайд 17

Игры на плоскостное моделирование. Игры на составление плоскостных изображе-ний предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур.

Задание 1. Игры на воссоздание силуэтов:

«Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Танграм», «Монгольская игра», «Карты и вкладыши» М. Монтессори.

Задание 2. «Сложи картинку»

Слайд 18

Игры на объёмное моделирование способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объёмную форму.

Задание 3. Кубики «Сложи узор», «Уникуб», «Куб – хамелеон».

Слайд 19

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить инновационные игры В. В. Воскобовича, влияющих на развитие интеллекта. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач (демонстрация игрового материала).

Задание 4. Игра «Волшебный квадрат»

Задание 5. Игры «Чехарда», «Конструктор цифр».

Слайд 20

Логические блоки Дьенеша способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.

Задание 6. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте её, покажите соответствующий блок.

Задание 7. Выложите транспорт по схеме.

Слайд 21

Палочки Кюизенера. Они помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы, помогут освоить состав чисел и научиться решать простые арифметические логические задачи.

Задание 8. Палочки можно складывать:

4 5

9

2 7

9

3 7

10

Задание 9. Логические задачи на цветовую последовательность:

Расставь палочки так, чтобы белая была между голубой и чёрной, а чёрная была рядом с жё лтой:

3 1 7 5

Расставь палочки так, чтобы белая была между жёлтой и голубой, а рядом с голубой была красная:

5 1 3 4

Слайд 22

Игры и упражнения являются хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Используйте дидактические игры Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. С. Галанова, Б. П. Никитина, О. М. Дьяченко, М. Монтессори и др.

Слайды 23, 24

Задание 10. Логическое упражнение «Выбери нужную цифру», «Выбери нужную фигуру» (работа за столами).

Слайд 25

Фигурки из палочек. Головоломки с палочками называют задачами на смекалку, т. к. в ходе решения идёт преобразование одних фигур в другие, самые простые задачи дети без труда смогут решать, если упражнять их в составлении геометрических фигур из счётных палочек.

Задание 11. «Составь фигуры».

Задание 12. Преобразование одной фигуры в другую.

Слайд 26.

Задание 13. «Что лишнее?»

Слайд 27

Задание 14. Из нарисованных фигур выбери ту, которую нужно поставить на свободное место

Слайд 28

Игры-развлечения.

Задание 15. Задачи-шутки:

Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Пять спустились за ручей,

Сколько было всех гусей?

Пять индюков

Купили сапоги.

Сосчитать им помоги.

Слайд 29

Разговор взрослого с ребёнком о том, что значит «думать», помогает направить мысль ребёнка на активизацию своего опыта подобных игр, оживление ассоциаций, создание образов. Это придаёт гибкость мыслительному процессу, помогает спланировать путь достижения результата. На этом этапе у ребёнка появляется «идея» решения.

Следующий этап продвижения игровой задачи по пути её решения – практический поиск хода решения.

И, наконец, - получение результата. Ребё нок сам оценивает его: это и результат его поиска, и использование какой-либо подсказки (схема, алгоритм, образец).

Слайд 30

Предметно-пространственная среда обеспечивает включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Слайд 31

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребёнка, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг». «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», - писал В. А. Сухомлинский.

«Играя – учимся, играя – познаём!»

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет» Семинар-практикум для родителей «Кризис 3 лет» Цель: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Знакомство со способами.

Семинар-практикум для родителей «Замечательные ручки» Семинар – практикум для родителей «Замечательные ручки». (старшая группа) Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие.

Семинар-практикум «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ» Человек образованный — тот,  кто знает, где найти то, чего он не знает               Георг ЗиммельИспользование информационно-коммуникационных.

Семинар-практикум «Изучение ФГОС ДО» Семинар-практикум Деловая игра для педагогов «Изучение ФГОС ДО» ЦЕЛЬ: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов.

Семинар-практикум «Я с тобой, малыш» Семинар-практикум «Я с тобой, малыш» для родителей (доадаптационный период) Сроки проведения: апрель (май) Место проведения: музыкальный.

Семинар-практикум «Общаться с родителем. Как?» Цель: повышать эффективность взаимодействия в диаде «педагог-родитель» через развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.

Семинар-практикум «Партнерство» Тема: Партнерство Цель: Материалы: листы бумаги белой и цветной, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, рисунки «Бабы Яги» по количеству.

Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя»Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя» Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Педагогическое мастерство воспитателя» 1. Актуальность, цели, задачи семинара Одна из главных.

Семинар-практикум «Профессиональное выгорание. Что это такое?» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о синдроме эмоционального.

Семинар-практикум для педагогов «Витаминиада» Семинар - практикум «Витаминиада» (школа здоровья для педагогов.) Цель. Формирование потребности в здоровом образе жизни, в рациональном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Школа сенсорного мышления»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 18:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Школа сенсорного мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Маркс (УИ 407194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД