Наталья Луневская
Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы остановимся на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям.
Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их
всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.
Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по
воспитанию ребенка запрещено законом под угрозой наказания, то есть является преступлением, предусмотренным статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга „Профилактика жестокого обращения с детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают, как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе.
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родителями, является обязанностью сотрудников ДОУ.
СЛАЙД № 2
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми :
- пренебрежение нуждами;
- эмоциональное;
- физическое;
- сексуальное.
• Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - это
отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
СЛАЙД 3
• Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами,
сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».
К этой форме жестокого обращения с детьми относятся :
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
- лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
СЛАЙД 4
• Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм или
повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.
Чаще всего это происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др. ;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
СЛАЙД 5
• Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к
ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
СЛАЙД 6
«Внимание! Жестокое обращение с ребенком!»
Когда могут возникнуть подозрения, что над ребенком в семье совершается насилие:
• если у ребенка регулярно появляются синяки на плечах, ягодицах, бедрах, щеках;
• характерная черта повреждений, которая напоминает по очертанию пряжку ремня и другие предметы;
• очевидное несоответствие объяснений, которые дает ребенок, форме повреждений;
• вздрагивает или отшатывается в ответ на неожиданное движение воспитателей или других детей;
• пугается или волнуется, если кто-то рядом повышает голос или кричит;
• прячет от родителей испачканную, разорванную одежду, сломанную игрушку;
• если случились неприятности в д/с, не хочет идти домой;
• во время дневного сна возможны кошмары;
• следует обратить внимание есть ли в семье ребенка алкоголики или больные психическим заболеванием.
СЛАЙД 7
Признаки, указывающие на склонность родителя или другого члена семьи к насилию:
• кричит на ребенка, оскорбляет, разговаривает исключительно в приказном тоне;
• демонстрирует неприязнь к ребенку;
• говорит вслух, что ребенок и его действия заслуживают наказания «Ты иначе не понимаешь», «Довел меня», «Не понимаешь слов» и т. д.
• игнорирует очевидные потребности ребенка-пищу, одежду, игрушки, образование, медпомощь;
• равнодушен к переживаниям ребенка, как будто эмоции малыша не имеют значения.
СЛАЙД 8
Ролик
СЛАЙД 9
Пошаговая инструкция «Что делать при обнаружении следов побоев на теле ребенка
1 шаг. Воспитатель или другой работник, который обнаружил следы возможных побоев, должен в первую очередь задать вопрос самом ребенку – откуда он получил такую травму? Ответ ребенка может дать дополнительную информацию. Но полностью полагаться на этот ответ нельзя. Особенности памяти ребенка младшего возраста, страх, а также богатое воображение не позволяют ожидать, что он скажет правду.
2 шаг. Если сомнения педагога в том, что ребенка били, не рассеялись, он должен рассказать и предоставить письменное свидетельство о возникшей ситуации заведующему. Свидетельство может быть в форме докладной записки. В записке нужно указать, когда и в какое время и какие следы были замечены на теле ребенка. Если ребенку задавали вопрос, откуда они взялись, следует указать содержание ответа.
Заведующему МБДОУ «ДС
«…»
Ф. И. О.
от воспитателя старшей
группы
Петровой П. П.
Докладная записка
Я, Иванова П. П., ….2021 года, во время проведения утренней гимнастики обнаружила на спине и правом боку Иванова Ивана кровоподтеки и синяки. Кровоподтеки яркого фиолетового цвета размером примерно 5 на 10 см. На вопрос о том, откуда на спине и боку синяки, Иванов Иван сказал, что вчера его наказал папа за то, что он не хотел убирать игрушки
…2021 год
Подпись
3 шаг. Сотрудник, обнаруживший следы возможных побоев, или медицинская сестра обеспечивают медицинскую помощь ребенку, если это необходимо.
4 шаг. Администрация д/с передает информацию о возникшей проблеме уполномоченным органам (органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних, полиция).
Срочность обращения зависит от ситуации. Если существует высокая вероятность того, что жизни и здоровью ребенка может что-то угрожать, действовать нужно немедленно!
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.
Игра «Волшебный сундучок»
Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаем поиграть в игру. Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
1. Свидетельство о рождении. - Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)
2. Сердечко. - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
3. Домик. - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
4. Конверт. - О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
5. Букварь. - О каком праве напоминает это книга? (о праве на обучение, образование)
6. Игрушечные утенок и утка. - О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)
7. Витамины - (право на здоровье)
Не смотря на то, что ребенок является равноправным человеком порой родителям, да и педагогам трудно осознать и принять, что он тоже имеет право на собственное мнение и поступки, что его права, как и любого другого человека, нужно уважать и нельзя нарушать.
Заключительная часть
Рефлексия
Уважаемые коллеги, мы завершили ход нашего семинара и отметили для себя, что выбранная
тема была для вас интересна и актуальна.
Прошу вас дать характеристику прошедшего семинара с помощью трилистника. Раскрасьте один из лепестков трилистника, выбрав цвет соответствующий вашему отношению к прошедшему семинару :
• Красный - Я узнал много нового и буду обязательно это использовать;
• Желтый - Я это знал, но мне это было интересно;
• Синий - Я не всё понял, но я доволен.
Упражнение «Психологическая зарядка».
Ведущий: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
похлопайте в ладоши
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания”
дотроньтесь до кончика носа
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете
постучите кулачком в грудь
Если вы считаете себя хорошим родителем
моргните правым глазом
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком
топните ногой
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка
улыбнитесь
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых
погладьте себя по голове
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье.