Нина Бобко
Семинар — практикум с родителями по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар — практикум с родителями по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры
Семинар – практикум с родителями по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
Тема: «Дымковская игрушка».
Публикация «Семинар — практикум с родителями по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
В наше время мы все острее понимаем необходимость знания национальной культуры, ее традиций, самобытности.
Каждый человек, независимо от возраста и профессии, помнит игрушки своего детства. Очень большое значение имеет, то, как и кем они сделаны.
Русские умельцы, передавая игрушечное мастерство из поколения в поколение, донесли до наших дней многовековую мудрость и красоту. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которому сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки.
Велика Россия – матушка и где бы мы ни были – везде встретим чудо – мастеров, умеющих превращать природный материал в удивительные творения.
Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с дымковской игрушкой.
История данной игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки, их делали зимой и весной, когда шла подготовка к весенней ярмарке «Свистопляски» - посвященной солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Ярмарки проводились в деревне Дымково Вятской области. Изначально у дымковской игрушки была магическая функция, но постепенно это значение утратилось, и глиняная игрушка стала предназначаться для игры, и для украшения быта.
Изготовлением игрушек занимались целыми семьями, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины из поколения в поколение. Игрушки различались по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия.
Постепенно глиняные игрушки начали вытесняться фарфоровыми изделиями. Нашлись старые мастера, кому были небезразличны народные промыслы и возродили изготовление дымковской игрушки. Эти люди стали организовывать мастерские при школах и в центрах народного творчества, приобщали к созданию игрушек молодежь. В детских садах также проводятся занятия по лепке традиционных игрушек. Детство – то время, когда мы можем погрузить детей в истоки национальной культуры, воспитать здоровые, искренние чувства патриотизма, любви к природе, привязанности к родной культуре.
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы хотя бы на мгновение приобщиться к мастерам глиняной игрушки. Каждой из вас предлагаю самостоятельно вылепить дымковскую игрушку. У нас есть веселая карусель, но не хватает игрушек.
Каждому родителю дается соленое тесто и схема лепки.
Во время лепки предлагаю родителям небольшую разминку.
Скороговорки.
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! ХА! Ха!
Загадки.
И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб).
Выпуча глаза сидит,
В печь несут –
Жидко, горячо;
Из печи несут –
Густо – холодно. (Кисель).
По - французски говорит,
По - блошьи прыгает,
По - человечьи плавает. (Лягушка).
Едет, едет взад – вперед,
В зубы возьмет,
На две части разоймет. (Пила).
Затейливые вопросы.
Чем хлеб в огонь сажают? (Тестом).
Что всего на свете мягче? (Рука).
Какая птица из сорока букв? (Сорока).
Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком).
Головоломки.
Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое).
Шли гурьбой:
Теща с зятем
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка с внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (Четверо).
Летела стая тетеревов, села на рощу деревов; по двое на дерево сядут – одно дерево лишнее, по одному сядут – один тетерев лишний. (4 тетерева и 3 дерева).
В конце семинара организовать выставку изделий, пригласить детей полюбоваться работами своих родителей.