Горбунова Валентина Михайловна
Семинар-практикум с педагогами ДОУ по формированию у детей основ финансовой грамотности
Семинар-практикум с педагогами ДОУ по формировании у детей основ финансовой грамотности
«Формы работы с детьми по формированию финансовой грамотности»
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Публикация «Семинар-практикум с педагогами ДОУ по формированию у детей основ финансовой грамотности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Согласно статистике, по финансовой грамотности населения Россия разделила 24-е место
с Белоруссией, Камеруном, Кенией, Мадагаскаром, Сербией, Того и ОАЭ. Доля «финансово грамотного» населения, этих государствах составила 38%. Россию в рейтинге опередили такие страны, как Зимбабве, Туркменистан и Монголия (по 41%, а также Казахстан, Замбия, Сенегал и Украина (по 40%).
Поэтому распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р разработана Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы….
Возраст детей 5-7 лет является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности.
В ходе семинара я предложу вам разного рода задания, которые можно применить в дальнейшем в работе с детьми.
Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Тематический план будет реализоваться в совместной непринужденной партнерской деятельность взрослого с детьми; свободной самостоятельной деятельности самих детей. Проходить нитью по всем 5 образовательным областям.
Отдохнем и поиграем Подвижная игра «Выбор профессии»
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку, после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.
1. Автомеханик
2. Бухгалтер
3. Ветеринар
4. Геронтолог
5. Дипломат
6. Журналист
7. Звукорежиссер
8. Инкассатор
9. Курьер
10. Логист
11. Менеджер
12. Педагог
13. Токарь
14. Фермер
15. Шоколатье
16. Этнограф
Рассмотрим традиционные технологии экономического воспитания дошкольников
Игра «У кого больше»
Перечислите игры способствующие развитию экономических знаний и навыков детей. За правильный ответ я буду давать «денежку». В итоге посмотрим, кто окажется победителем нашего семинара.
«Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе», «Поликлиника» («Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Пароход», «Зоопарк», «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Водители», «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье».
«Пословицы и поговорки»
Назовите пословицы и поговорки…
О труде
По работе и плата.
Кончил дело – гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
О деньгах, цене
Деньги – не люди, лишними не будут.
Доход не живет без хлопот.
Получишь доход – явится и расход.
О купле-продаже, товаре
Хороший товар на полке не залежится.
На что спрос, на то и цена.
Кота в мешке покупать нельзя.
О бережливости
Бережливость лучше богатства.
Бережливая вещь два века живет.
Запас человека не портит.
О лени
Леность наводит на бедность.
Лень до добра не доводит.
О добре
Доброго держись, а от худого удались.
Доброе дело само себя хвалит.
О жадности и зависти
В одну лапу всего не сгребешь.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Глаза завидущие, руки загребущие.
Жадность – что река: чем дальше, тем шире.
Ни себе, ни людям.
Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников.
Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Серебряное копытце т. д.
Рассмотрим современные технологии экономического воспитания.
Проведем викторину
1. Что хранится в кошельке? (монеты, деньги).
2. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него есть пятачок).
3. Какие бывают деньги (бумажные и металлические).
4. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
5. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
6. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
7. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
8. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
9. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
10. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Здесь мы с вами потрудимся в изготовлении денег для детских игр (с помощью простого карандаша)
«Анаграммы»
Попробуйте разгадать анаграммы (на доске)
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
ПАРТАЛАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
Для общего развития обозначим валюту стран мира
«Валюта стран мира» : Биткойн, Доллар, Евро, Фунт Стерлингов, Иена, Юань, Рубль, Шекель, Рупия,Тугрик,Франк.
Изучение основ финансовой грамотности в ДОУ должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОУ передают ребенку первый социальный опыт.