Данилова Елена Сергеевна
Семинар-практикум «Развитие навыков взаимодействия педагога-психолога и воспитателей в работе с одарёнными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум с элементами тренинга
«Развитие навыков взаимодействия педагога-психолога и воспитателей в работе с одарёнными детьми»
Цель:
Закрепить знания педагогов детского сада об одаренности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с одарёнными детьми.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие навыков взаимодействия педагога-психолога и воспитателей в работе с одарёнными детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Создать условия для сформирования профессиональной мотивации педагогов.
- Создать условия для работы педагогов в команде.
Ход мероприятия:
Вводная часть.
Добрый день! Уважаемые коллеги, сегодняшнюю встречу я хочу начать с цитаты:
«Если ты не живешь тем, о чем говоришь, все это будет, как опавшая листва, ибо мы не можем дать больше того, что носим в своем сердце».
Упражнение "Снежинка» (все мы разные)
Сейчас мы с вами выполним простое задание. Главное условие: слушать мою инструкцию и не смотреть по сторонам. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите пополам.
- Снова оторвите правый верхний уголок.
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Посмотрите по сторонам и найдите среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Рабочая часть.
Психолог: Послушайте пожалуйста притчу.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
- «Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме и предыдущим упражнением?»
Прежде чем поговорить на тему одарённых детей, проведём с вами маленький эксперимент. У вас есть анкеты, на них написаны качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком «–» то, что не нравится:
Анкета:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
5. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
6. Выбивающийся из общего темпа.
7. Быстро, на лету схватывающий.
8. Не умеющий общаться, конфликтный.
9. Общающийся легко, приятный в общении.
10. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
(американский психолог Элис Пол Торренс)
Обведите кружочком плюсы, поставленные под четными числами.
Теперь результаты опроса – оказывается, качества, представленные под четными числами, чаще всего характеризуют одаренных детей. Одаренность бывает разная, здесь представлены характеристики творчески одаренного ребенка. Посмотрите, под какими качествами вы ставили плюсы, какие вам нравятся, а какие нет? Много ли таких плюсов получилось.
Делаем из этого выводы. Легко ли определить одаренный ребенок или нет? Нет. Иногда с истинно одаренными детьми можно спутать развитых детей, получающих хорошее образование. И вообще одаренность может быть явной, а может и скрытой.
Еще один вывод. Легко ли работать с одаренным ребенком? Нет, или, по крайней мере, не всегда. Работать с ним значительно интереснее, но отнюдь нелегко. Возможно интеллектуальная одаренность – это благодать для педагога, но творческая может оказаться большим испытанием.
Психолог: Давайте разберемся, что же такое одаренность. Одаренность – это не что иное, как набор каких-либо способностей. Но не просто способностей, а очень хорошо развитых способностей.
Способности - это способы выполнения деятельности. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение, таких людей и считают талантливыми и одаренными.
В своей работе, я так же, как и вы работаю с одарёнными детьми и сегодня, хочу пригласить вас поучаствовать в коррекционно – развивающем занятии в виде детей.
Психолог: Добрый день, ребята!
Психологический настрой: «Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Психолог: Я рада встрече с вами. За окном зима, холодно, а у нас в комнате тепло и уютно от наших улыбок. (Дети садятся за столы)
Психолог: Ребята, сегодня мы совершим прогулку по заповеднику. Этот
заповедник разделен на отдельные участки, в каждом участке живут
различные животные. Чтобы перейти из одного участка в другой нужно
выполнить задания. Ну, что, отправляемся на прогулку по лесу?
- На первом участке живут белки. Чтобы их увидеть мы должны ответить на вопросы:
Психолог:
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)
- Под каким кустом прячется заяц во время дождя? (под мокрым)
- Что мы видим с закрытыми глазами? (сон)
- В феврале в нашем дворе расцвело три ромашки и две розы. Сколько цветов расцвело во дворе? (в феврале цветы не цветут)
- Из какой посуды невозможно ничего съесть? (из пустой)
- Может ли страус назвать себя птицей? (страусы не умеют разговаривать)
Психолог: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием! А кто живёт на следующем участке вы, узнаете отгадав мою загадку:
Хвост пушистый, рыжий мех,
Хитрый зверь – умнее всех.
Психолог: Правильно лиса! В этом задании я буду называть слова в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном числе.
Кот – Коты,
Плот – Плоты,
Крот - …
Дуга - …
Рука - …
Ложка -…
Кошка -…
Гусеница -…
Пуговица -…
А теперь вспомните слова в единственном числе, которые мы называли.
Психолог: Попробуем справиться с третьим задание и посмотрим на следующих обитателей заповедника. Это задание необычное с ним справятся только самые внимательные дети. У вас на столах лежат листы с заданием. Это лабиринт. Ваша задача пройти лабиринт используя только один определённый символ.
Психолог: Молодцы, справились и с этим заданием! (рассматривают зайцев)
Психолог: Следующее задание для нас приготовили медведи. Ребята выйдите, на ковер и встаньте в ряд передо мной. Давайте поиграем в такую игру: Я буду начинать слово (произнося первый слог, а вы - его заканчивать. Кто первый закончил слово делает шаг вперед и так все дети постепенно начинают продвигаться к ведущему игры-психологу.
1) ПО., (половник, полотенце) 11) ША., (шар)
2) ЛЕ., (лестница) 12) БА., (бабушка)
3) ЗА., (завтрак) 13) СО., (сорока, собака)
4) МИ., (минута, милиционер, министр) 14) ЛИ., (лиса)
5) МУ., (муравей, мусор) 15) ЧА., (чашка)
6) ДО., (дом, доска) 16) ВО., (ворона)
7) ЧЕ., (черепаха) 17) НО., (носки, носорог)
8) МА., (машина, мальчик) 18) ПА., (папа, паста)
9) КУ., (курица) 19) ВИ., (вишня, вилка)
10) ЗО. (зоопарк) 20) ДЕ., (девочка)
Психолог: в пятом участке этого леса живут большие рогатые животные. А какие вы узнаете, когда выполните графический диктант. А поможет нам успешно выполнить графический диктант пальчиковая гимнастика: «Кулак, ребро, ладонь». Дети выполняем задание правой рукой, теперь левой рукой, а сейчас попробуем одновременно. Молодцы! Мы готовы к выполнению графического диктанта.
Психолог: Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по заповеднику полюбуемся еще раз животными.
Ритуальное прощание:
«Прощанье»
А теперь мы улыбнемся, Мы подарим пожелание –
Дружно за руки возьмемся. Знания ищи всегда
И друг другу на прощанье Умным станешь ты тогда!
Психолог: Молодцы! У нас всё получилось! Вот мы с вами и снова взрослые. Поделитесь, пожалуйста, а легко ли Вам было выполнять упражнения?
- Как вы себя чувствуете?
- Что запомнилось больше всего?
Завершающая часть.
В заключении мне хочется рассказать вам притчу.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Психолог: Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь одарённым детям, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми и это потому что мы вместе.
Я благодарю Вас, мне приятно было с вами общаться.