Евгения Журавлева
Семинар-практикум с педагогами и родителями «Права детей — права взрослых»
МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары
Семинар-практикум с педагогами и родителями :
«Права ребенка – права взрослого»
Подготовила:
педагог-психолог
Ровенская Е. Е.
2019 г.
Публикация «Семинар-практикум с педагогами и родителями „Права детей — права взрослых“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2019
Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав. Конвенция о правах ребенка — это договор, в котором говорится о правах, присущих детям во всем мире. Слово «конвенция» пришло к нам из латинского языка и означает «договор, соглашение». Конвенция ООН о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и создана на основе Всеобщей декларации прав человека. Страны, которые ратифицируют Конвенцию со-глашаются быть официальными ее гарантами. Конвенция о правах ребенка - единственное международное соглашение, ратифицированное практически всеми государствами мира. Не ратифицировали Конвенцию только Сомали и США. Документ содержит 54 статьи, каждая из которых детально рассматривает различные права.
Практическая часть.
Сегодня на семинаре-практикуме мы постараемся закрепить наши знания и опыт практической работы. Для этого нам необходимо разделиться на две команды (педагоги, родители).
1. Игра-путешествие по сказкам: «Назови, какое право нарушено».
Условия таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Нужно назвать:
• Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши воспитатели знают детскую художественную литературу.
• Назвать, какое право нарушено.
Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие- либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции. Каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.
1. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? - Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?" (Ш. Перро "Золушка") Статья 19. (право на отдых и игры) - Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться.
2. "Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок") Статья 9. (право на сохранение индивидуальности) - Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребе нок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его.
3. "Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала- искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: "Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!" (р. н. сказка "Царевна-лягушка") Статья 10. (право на жизнь и личную неприкосновенность) - Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну.
4. "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; - говорит, - и без подснежников не возвращайся". (С. Маршак "Двенадцать месяцев") Статья 17. (право на защиту и помощь, представляемые государством) - Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей.
5. Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". (А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше") Статья 10. (право на уважение личности) - Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
6. "На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу". (А. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"). Статья 15. (право на бесплатное образование) - Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
2. Сложи ромашку. Все права детей записаны в одной книге, которая называется «Конвенция о правах ребнка». Сейчас вы получите лепестки ромашки, на которых указаны права детей. По команде вам надо собрать ромашку, только из тех прав, которые есть в Конвенции. Чья команда выполнит быстрее, та и победила.
«ПРАВО НА ИМЯ»
«ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО»
«ПРАВО ЖИТЬ В СЕМЬЕ»
«ПРАВО НА МЕДЕЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
«ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»
«ПРАВО НА ЖИЛЬЕ»
«ПРАВО НА ДОСУГ И ОТДЫХ»
«ПРАВО ЛЕНИТЬСЯ»
«ПРАВО КАПРИЗНИЧАТЬ»
Посмотрите на этот цветок. Если оторвать хоть один лепесток, то цветок начнет гибнуть. Чтобы наши дети росли полноценными, цветущими, радующими нас, необходимо, чтобы все лепестки были целыми, а значит надо, чтобы все права наших детей соблюдались, не нарушались, и следить за этим должны в первую очередь мы взрослые. Итог: Обе наши команды справились с заданиями, показали знания прав ребенка.
3. «Я заслуживаю…».
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Инструкция: Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю. ”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы муж вынес мусор”, и т. п. Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю. ” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
4. Педагогические ситуации-задания.
Для команды № 1. : За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)
Для команды № 2. : Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какими могут быть действия воспитателя?
Решение: здесь, прежде всего, необходимо сказать о воспитании толерантности у детей.
В данной ситуации необходимо применять различные методы: это и беседы ( материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.); и наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, и личный пример авторитетного взрослого.
5. “Похвали себя и других”
Ведущий: Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать по цепочке, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”. Затем Вера должна похвалить следующего человека.
Примерные вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?
Легко ли было хвалить себя?
Рефлексия занятия
Цель: услышать мнение о проведенном занятии, дать возможность проговорить то, что не успели сказать или упустили.
Инструкция: Передавая игрушку по кругу, поделитесь своими чувствами, впечатлениями о нашей встрече, выскажите свои пожелания.