Ревинская Наталья
Семинар-практикум «Планирование тематической недели» в форме методического театра
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Планирование тематической недели»
В форме методического театра
Подготовила и провела старший воспитатель
Ревинская Наталья Алексеевна
Публикация «Семинар-практикум „Планирование тематической недели“ в форме методического театра» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Действующие лица: рассказчик, педагог, ФГОС, педагогический процесс, образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, Родители, социальные партнеры, тема.
Материал: Карточки – названия действующих лиц, музыкальное сопровождение (диск с записью звуков природы, пенек, «креативные» очки, «клубочек интеграции». Зонт с надписью название темы, карта образовательных областей, рисунок со схематическим изображением режимных моментов сапожки, кружка, умывальник, силуэт Дуба, 5 листов ватмана с названиями образовательных областей, маркеры, мольберты.
Вступление
Рассказчик. Семинар посвящен моделированию тематической недели «Овощи сажаем-заботимся об урожае!», которая будет проходить в детском саду. Начнем семинар необычно. Попробуем разыграть спектакль-сказку «Планирование тематической недели». Каждый из вас выбрал карточку, на которой указана роль в спектакле. Я буду рассказывать сказку, а артисты, ориентируясь на мои слова, с помощью движений, жестов и мимика, а также слов, будут изображать соответствующие действия или эмоции. Итак, представление начинается.
Действие первое
На сцене Дуб мудрости, пенек. Звучит музыка, звуки природы. Выходит Рассказчик.
Рассказчик.
Расскажу я вам сказку дивную –
Не очень короткую,
Да и не очень длинную,
Такую, как от меня до вас!
А вы мне помогайте,
Сказку разыграйте.
Есть у вас подсказки,
А будет о ФГОС сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Педагог. Долго работал он в детском саду, всего у него было вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела и гордился этим.
Как-то раз сидел Педагог под дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – был в самом лучшем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательное. Но тут над дубом собрались тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка, звуки ветра) и принес ФГОС.
От неожиданности вскочил педагог, а ФГОС и говорят ему строго-престрого, чтобы он пошел туда, не зная куда и сделал так, не зная как. Испугался педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС начали его успокаивать, говорить, чтоб он не кручинился, опыта и знаний у него вдоволь. И дали они (ФГОС) ему чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. Пожаловали очки дивные, креативные, что позволяют рассматривать вопросы сложные и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.
И пошли ФГОС дальше по стране дошкольного образования. Педагог заглянул в свиток новшеств, прочитал принципы необычные и стал думать думу. (читает свиток)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. ПОЛНОЦЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ВСЕХ ЭТАПОВ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА (МЛАДЕНЧЕСКОГО, РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО, ОБОГАЩЕНИЕ (АМПЛИФИКАЦИЯ) ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ;
2. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА, ПРИ КОТОРОМ САМ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ АВТИВНЫМ В ВЫБОРЕ СОДЕРЖАНИЯ СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СТАНОВИТСЯ СУБЪЕКТОМ ОБРАЗОВАНИЯ (ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ);
3. СОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, ПРИЗНАНИЕ РЕБЕНКА ПОЛНОЦЕННЫМ УЧАСТНИКОМ (СУБЪЕКТОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ;
4. ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
5. СОТРУДНИЧЕСВО ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ;
6. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ, ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА;
7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНЕТЕРЕСОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
8. ВОЗРАСТНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СООТВЕТСТВИЕ УСЛОВИЙ, ТРЕБОВАНИЙ, МЕТОДОВ ВОЗРАСТУ И ОСОБЕННОСТЯМ РАЗВИТИЯ);
9. УЧЕТ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Как построить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? А Педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так стал крутить. И так вертеть, строить и перестраивать. Много вопросов возникло у педагога. (обсуждение, какие же вопросы возникли у педагога)
Как вы понимаете слово амплификация (по Запорожцу.)
Александр Владимирович Запорожец, талантливейший ученик Л. С. Выготского, является уникальной фигурой. Он сумел понять и выразить то, что было не под силу его современникам. Одна из фундаментальных идей, сформулированных в его работах, — существование у ребенка внутренних стимулов к развитию (самодетерминация).
Для Запорожца тезис о движущих силах саморазвития ребенка был основополагающим и тесно связанным с двумя другими положениями его теории — с тезисом о самоценности детства и с идеей обогащения детского развития (амплификации).
Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д.
Амплификация, по Запорожцу, — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.
Как вы можете сделать ребенка не объектом, а субъектом образования?
Как вы понимаете содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы? (обсуждение)
Кликнул Педагогический процесс девицу-красавицу Тему.
Прилетела краса ненаглядная на необычном зонтике. На зонтике было написано имя ее мудреное. Пусть сегодня это будет тема : «Что нам осень принесла?»
Задумал педагог с ней познакомиться и подружиться. Но как? Пока думу думал, Тема улетела. Словом, запутался педагог в вопросах. В каком направлении идти? Вспомнил о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросил его перед собой и отправился в путь.
Действие второе
На сцене «гранит науки» и карта образовательных областей.
Рассказчик.
И идет педагог, и спешит педагог,
И науки гранит грызет педагог,
И одно только слово твердит Педагог:
ФГОС, ФГОС, ФГОС,
Кто видит, тот увидит…
Кто мыслит, тот поймет…
Кто слышит, тот услышит…
Кто ищет, тот найдет…
Долго ли, коротко ли шел педагог, и встретились ему дивные образовательные области. Спросили, отчего же ты не весел, буйну голову повесил? Поведал тогда педагог им о проблемах своих (обсуждение)
Какие проблемы стоят перед педагогом при планировании образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО?
Образовательные области успокоили его, сказали, чтобы не тужил, не кручинился. Молвили, что службу ему сослужат верную. Подвели карте чудной, и стали показывать, где они находятся, и какие особенности и чудеса происходят в каждой из них.
Области рассказывают о себе. (тексты содержания работы в области)
И предложили области дать названия своим площадям и улицам в честь прекрасной Темы. (придумать тематику мероприятий по теме) Педагог стал предлагать, с друзьями советоваться. (предлагайте мероприятия по всем областям по теме)
Записываем на листах ватмана маркерами.
Педагог диву дается, как же все ладно получается. А Образовательные области твердят: Надо создать для Темы условия хорошие. Запланировать работу в центрах развития.
Слово за слово, наконец, понял Педагог, где Тема проживает в каждой области.
Напомнили тогда Образовательные области Педагогу о волшебном клубочке. Это «клубочек интеграции». Он способен соединять области в единое целое. Поможет педагогу осуществлять задуманное в разных видах детской деятельности. Педагог так и сделал: соединил все Образовательные области «клубком интеграции». (обсуждение)
Тут припомнил педагог, что в свитке было сказано: должен он предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности с детьми, но и при проведении режимных моментов» (обсуждение). Картинки их тематических наборов – сапожки, умывальник, кружка.
Действие третье
На сцене Дуб мудрости.
Рассказчик.
А сказка наша между тем продолжается. И снова нам педагог встречается. Много он нового узнал, много интересного открыл и понял, что одному ему это не осилить. И не заметил, как на помощь ему пришли ФГОС, Напомнили они педагогу, что для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись без помощи Родителей и Социальных партнеров.
И результат деяний всегда будут превосходным. Позвал Педагог друзей верных Родителей и Социальных партнеров. (планирование работы в денном направлении)
Понял Педагог: где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уж о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая в единстве, в объединении.
Вот так Педагог живет-поживает,
Нигде горя не знает.
Вот такие дела порой случаются!
Но на этом сказка не кончается-
Это только начало нового пути,
А мы желаем вам удачи и творческих идей, Чтоб этот путь достойно пройти.