АННА ШАМРИНА
Семинар-практикум «Пальчиковый театр детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Пальчиковый театр детям»
Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
Публикация «Семинар-практикум „Пальчиковый театр детям“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковый театр
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).
Кубики, погремушки, сложные развивающие центры и радиоуправляемые машины – игровой арсенал современного ребенка впечатляет. Почти каждый родитель готов подписаться под тем, что игрушки «уже некуда класть». А вот маленькие куколки из дерева, шерсти, ткани, картона, надеваемые на пальцы, встречаются не в каждом доме. А жаль.
Пальчиковый театр для детей может дать детям и родителям очень много, гораздо больше «навороченных» развивающих пособий.
1. Теоретическая часть
Что такое пальчиковый кукольный театр?
Это набор фигурок – персонажей, каждый из которых надевается на отдельный пальчик. Это могут быть персонажи определенной сказки или просто куколки – животные, люди, предметы, с помощью которых инсценируются различные сказки. Также в пальчиковом театре могут быть сцена и декорации.
В наше время каждый из нас знает о пользе пальчиковых кукол.
В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие). При импровизациях, а не в игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия.
По сути театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
2. Практическая часть
Например, обыграйте сказку-импровизацию: Лисенок не слушался маму и убежал от нее и оказался в незнаком месте. Дайте ребенку главную роль лисенка, пусть сюжет развивает ребенок, вы лишь задавайте наводящие вопросы (Каких зверей встречает лисенок, добрых или злых? Страшно ли лисенку в незнакомом месте или он ничего не боится? Возвращается ли лисенок домой). Поведение героя ребенка поможет вам лучше понять своего малыша.
Как играть?
Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Годовички, двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрываемым одной рукой. Начиная с трех можно вводить в игру и вторую руку и усложнять сценарии. Еще через годик малыши способны проигрывать несколько последовательных действий, сменяющих друг друга. Ребенок должен иметь набор из 10 и больше стандартных персонажей – семья (включая бабушку и дедушку, животные (кот, лиса, медведь, петух, волк, зайчик, чтобы иметь возможность разыгрывать известные русские народные сказки.
Для начала можно просто познакомить малыша с куколками — пусть малыш потрогает и рассмотрит всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики, называйте их и общайтесь от их имени с малышом: «Привет, я зайчик. А тебя как зовут? А я умею скакать и бегать, вот так» (палец с куклой сгибается – разгибается). Затем предложите ребенку надеть понравившуюся куклу на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом: «А ты – пчелка, да? А покажи, как ты летаешь?».
Теперь — пора разыграть перед маленьким зрителем сказку. Например, его любимую. Традиционно можно начать со сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и т. д. Сказку обязательно нужно прочесть заново, рассмотреть картинки, обсудить с малышом характеры героев, развитие сюжета и т. д. ну вот и пришло время первого спектакля. Куклы надеваются на ваши пальцы, палец с действующим героем поднят вверх, остальные загнуты. В случае диалога можно использовать две руки. По мере того, как малыш усвоит, как играть, можно приступать к совместным постановкам. Для начала поручите малышу играть одной куколкой. С возрастом ребенку можно выбирать более сложные сказки (а также стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев, с новыми декорациями или предметами, замещающими реальные вещи в сказке. Коробка будет домиком, клочок ваты – сугробом и т. д. Возможно, что пальчиковый театр так увлечет вас, что количество персонажей будет расти и расти, и после каждой понравившейся малышу сказки или стиха он будет просить Вас: «А давай разыграем?». Не стоит отказывать ребенку в этом удовольствии, особенно если Вас смущает необходимость подготовки. Вся «прелесть» театра в том, что даже при весьма условных персонажах и декорациях магия игры остается. Играть в театр можно даже в дороге – просто кулачок будет норой, а кармашек – домом.
Если вам хочется сыграть – совсем необязательно придерживаться строго сценария. Достаньте куколок и начинайте импровизировать. Особенно это хорошо для игр с подросшими детьми – если не навязывать в течение спектакля детям свою волю, а следовать детским идеям и предложениям, вы получите бесценную возможность — узнать, что происходит на душе у ребенка. Ведь так или иначе он выразит в игре то, что беспокоит или увлекает его на данный момент.
Пальчиковые театры можно купить в магазине игрушек или в Интернете. Но эффективнее всего самому можно слепить фигурки из специального материала (пластики, консистенция пластилина, которая потом запекается в духовке, как тесто, и становиться твердой.
Если вы решили делать пальчиковый театр самостоятельно, обязательно создавайте его вместе с ребенком. Поручите ему дело по силам и по желанию. Такие пальчиковые куколки будут очень дороги малышу, ведь он сделал их своими руками.
Из обычной старой детской перчатки можно сделать различных персонажей, например, бабочку. Отрежьте от перчатки пальчик - это будет туловище бабочки. Вырежьте крылышки из цветной бумаги и приклейте или пришейте к будущему туловищу. Подберите глаза и усики (это могут быть бусины, пайетки, ниточки, тесемки). Бабочка готова!
Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку.
Еще один вариант пальчиковых кукол, кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего). Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами, вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая. Осталось украсить куколку, приклеить глазки, волосики или разрисовать. Пусть это сделает ребенок на свое усмотрение.
Для тех, кто любит сам разукрашивать, можно купить деревянные наперстки для росписи и самим нарисовать нужных персонажей.
3. Заключительная часть
Итак, пальчиковые театры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
4. Рефлексия
Нам важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.
Анкета:
Интересна ли была тема семинара-практикума?
Что полезного для себя Вы узнали?
Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
5. Минута благодарности
Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.